Среди самых громких событий недели — спектакль Яна Фабра Another Sleepy Dusty Delta Day. Сегодня он главный авангардист и возмутитель спокойствия в Европе. Мы предлагаем несколько фактов о знаменитом бельгийце.

Скульптура Яна Фабра «В поисках утопии» на западе Бельгии

1. Критики не могут до конца определиться, кто такой Фабр: художник, режиссер, хореограф, шоумен? Он вторгается во все сферы искусства, но ни одно сообщество не считает его до конца своим. Сам себе придумывает диагнозы и сам же их опровергает. Самый последний — безумец из Антверпена попросту делает «театральные инсталляции» (по образованию Фабр дизайнер).

2. В 1970-х он рисовал собственной кровью и устраивал «дороги­е» представления, на кото­рых сжигал деньги пуб­лики. Знаменитой стала акция «Русская рулетка»: Фабр предложил шести критикам, представляв­шим разные искусства, стрелять в него из рево­ль­вера, заряженного од­ной вполне реальной путей.

3. На вручении престижной премии «Бенуа де ля данс» в Большом театре он подвесил чучело собаки над священной сценой и искупал танцовщицу в озере кефира.

4. Фабра вдохновляет средневековое нидерландское искусство. Его любимые художники — Ян ван Эйк и Гуго ван дер Гус. Из современных — Альфред Ост.

5. В 2005 году Фабр был художественным руководителем авторитетнейшего театрального смотра — Авиньонского фестиваля. Его подборку спектаклей газеты назвали «триумфом мастурбирующего аутизма». Ми­нистр культуры Фран­ции был вынужден лично прибыть в Авинь­он, чтобы успокоить журналистов и публику.

6. Выставки Фабра проходили в Лувре и на Венецианской биеннале. Но и там и здесь они воспринимались как безу­м­ные аттракционы.

 7. Последний спектакль Фабра, показанный в Мос­кве, — «Оргия толерантности». Он запомнился м­ассой откровенных сцен на грани порно и беспощадной критикой общества потребления.

 8. Одну из музейных инсталляций Фабра до сих пор обсуждают жители Антверпена. Она называлась «Приход весны» (2009 год). И запомнилась не столько подвешенными под потолок презервативами, набитыми овощами, сколько мерзким запахом, распространявшимся по всем залам.

9. Он внук энтомолога Жана-Анри Фабра, автора старинного бестселлера «Жизнь насекомых». Неслучайно и в творениях Яна немало живности: в одной из постановок актеры три месяца играли с ядовитым пауком (никто не знал о его ядовитости). В другой постановке участвовало одиннадцать змей. Перед началом представления их держали в холодильнике, чтобы они были поспокойнее и не расползались. Однажды перед спектаклем Фабр попросил соблюдать полную тишину — иначе не слышно пения сверчков.