150-летие Антона Павловича отмечают с размахом. По Чехову снимают мультики, создают мультимедийные шоу и устраивают театральные фестивали. Почему же классик переживает сегодня такой взрыв популярности?

Режиссер Даниэле Финци Паска задействовал в своей «Донке» клоунов, жонглеров, акробатов, хор и симфонический оркестр.

То, что Чехова у нас любят, – известно давно. Однако реальные масштабы этой любви стали понятны только сейчас, с наступлением юбилея. По родным просторам зашагали батальоны «Трех сестер», полетели стаи «Чаек» и были вырублены гектары «Вишневых садов». Главный режиссер питерского МДТ Лев Додин, чей «Дядя Ваня» объехал весь мир, объясняет такой повышенный интерес тем, что Чехов писал пьесы «романного формата». Поэтому сколько ни пытайся, все равно до дна не донырнешь. И каждый режиссер выстраивает свой чеховский мир, не похожий на другие. Жесткий Чехов и лирический Чехов; Чехов-пессимист и Чехов, уверенный в прекрасном будущем; Чехов, вписывающий своих героев в природный пейзаж, и Чехов – певец некоммуникабельности… Список можно продолжать. У каждого времени свой Чехов. И свой Чехов у каждого интерпретатора.

Один из лидеров мировой режиссуры британец Тревор Нанн, постановщик легендарных мюзиклов «Кошки» и «Отверженные», считает, что сегодня в мире существуют два самых востребо- ванных драматурга – Уильям Шекспир и Антон Павлович Чехов. «Шекспир, на мой взгляд, несколько впереди, но совсем чуть-чуть. Знаете, как лошади на скачках идут почти ноздря в ноздрю, но у одной все-таки корпус обгоняет…» Принято считать, что Шек- спир отразил в своих произведениях человека универсального, человека на все времена. В Чехове же видят драматурга, кото- рый, как и Толстой с Достоевским, открыл миру русскую душу. И этот «человек на рандеву с судьбой» – главный герой чеховских драм – оказался близок зрителям самых разных стран. В обиход вошли новые понятия. «Синдром трех сестер» – так часто говорят о людях, которые не могут жить в своем городе и вечно рвутся куда-то вдаль. Вишневый сад, зверски вырубленный топором, – популярный символ утраты прошлого, близкий Европе, которая пережила две мировые войны. А у английских юмористов есть устойчивое выражение для обозначения сплина: «Чувствую себя каким-то несчастным персонажем русской пьесы…» Драматургия Чехова стала для мира своего рода зеркалом, где каждый видит свои черты.

«Бесконечный сад» Начо Дуато: хореограф перевел в музыку и танец слова из чеховских записных книжек...

Когда-то Антон Павлович, самый скромный из русских писателей, сказал: «Мой девиз: мне ничего не нужно». Но сам он, как оказалось, нужен абсолютно всем. Причем целиком – с черновыми набросками, письмами, дневниками и записными книжками.

Зимой в Москве прошла первая часть IX Чеховского театрального фестиваля «Дни Чехова в Москве». А двух новых «Дядей Вань» – Римаса Туминаса и Андрея Кончаловского – московские театралы сравнивают до сих пор (в основном в пользу первого).

Кульминация праздника случится летом, когда пройдет главная часть Чеховского фестиваля. Пока же можно скоротать время на роскошной выставке «Реликвии чеховской коллекции» (до 15 июля / Дом-музей Чехова / Садовая-Кудринская ул., 6 / 691-63-45). Все как в рекламе: если вы еще не пробовали Чехова, тогда он идет к вам.

  • 25–27 мая. «В Москву, в Москву» (режиссер Франк Касторф) / Театр им. Моссовета (от 500 до 3000 р.)
  • 3–5 июня. «Вишневый сад» (режиссер Матс Эк) / Театр им. Моссовета (от 500 до 3000 р.)
  • 15–20, 22–26 июня. «Донка» (режиссер Даниэле Финци Паска) / Театр им. А.С. Пушкина (от 500 до 3000 р.)
  • 5–7 июля. «Творение» (хореограф Жозеф Надж) / Мастерская П. Фоменко (от 500 до 3000 р.)
  • 19–22 июля. «Сочинение по случаю» (режиссер Дмитрий Черняков) / Театр им. А.С. Пушкина (от 400 до 2000 р.)
  • 19–23 июля. «Бесконечный сад» (хореограф Начо Дуато) / Театр им. Моссовета (от 750 до 5000 р.)
  • 26–30 июля. «Многогранность. Формы Тишины и Пустоты» (хореограф Начо Дуато) / Большой театр. Новая сцена (от 2400 до 6000 р.)