Знаменитый польский кинорежиссер поставил в РАМТе пьесу о гениях и безумцах.

«Доказательство» пулитцеровского лауреата Дэвида Оберна чем-то похоже на знаменитую «Аркадию» Тома Стоппарда. И здесь, и там речь идет о гениальной девушке, доказавшей сложнейшую математическую теорему. Но бесценные рукописи героини Стоппарда гибнут в огне, а вокруг тетрадки юной Кэтрин разгораются не менее жаркие научные страсти. Никто не верит, что проблему, над которой бились лучшие умы века, смогла разрешить девушка, не проучившаяся и двух курсов в университете. Даже возлюбленный считает, что истинный автор доказательства — ее отец, некогда гениальный математик, сошедший с ума. Да и саму Кэтрин подозревают в психическом расстройстве. И не без основания: по ночам она распивает шампанское... с покойным родителем.

Прототипом этого математика был реальный человек, Нобелевский лауреат и шизофреник Джон Нэш. Его история легла в основу фильма «Игры разума» с Расселом Кроу в главной роли. «Доказательство» Оберна тоже было экранизировано в 2005 году, с участием Энтони Хопкинса и Гвинет Пелтроу.

Сегодня Кшиштоф Занусси шутит, что он с удовольствием снял бы его сам с артистами РАМТа — Евгением Редько, Нелли Уваровой, Денисом Баландиным и Ириной Низиной, с которыми за время репетиций он успел, можно сказать, сродниться. Три недели актеры жили в его доме в Варшаве вместе с многочисленными кошками и собаками и репетировали с утра до ночи, благодаря чему спектакль родился за рекордные для нас, но вполне нормальные для Европы пять недель.

Постановка вышла вполне европейской не только по срокам, но и по стилю: сдержанная и лаконичная. «Я не ищу в театре самовыражения», — говорит знаменитый кинорежиссер и надеется, что московские зрители ждут от спектакля не только развлечения. Пан Занусси рассчитывает на молодую публику, которая еще не отупела от поп-культуры и не разучилась думать. Но не бойтесь, высшей математикой вас грузить не будут. Зато легко, как дважды два, докажут, что интеллектуальная драма может быть нисколько не занудной, а захватывающей и живой.