7 ноября в Москве стартует IV фестиваль «NET – Новый европейский театр», третий в иерархии столичных фестивалей после монументального Международного Чеховского и «Золотой Маски». В афише славные имена: Евгений Гришковец, Гжегош Яржина, Кирилл Серебренников, Сара Кейн. Но в этом году основной упор будет сделан на программу современного танца. На представления французской труппы Йозефа Наджа и английской команды Акрама Хана настоящему театралу нужно стремиться, используя все доступные ему средства!

Несколько лет назад узкий круг театральных критиков собрался «на совет в Филях». Решили сделать свой фестиваль «NET – Новый Европейский Театр». Без гигантомании, фанфар и деловитых новорусских спонсоров. Идею поддержали западные культурные центры, и получился фестиваль камерного смотра без «патриархов» и «маститых»: вроде бы авангард, но с налетом респектабельности. Теперь московский зритель раз в год может видеть, что есть нового на европейских подмостках.

 

Актуальный Восток

В этом году ожидаются два топ-события: Французский культурный центр привозит французского югослава Йозефа Наджа, Британский совет – британского индуса Акрама Хана. Противоречия между Востоком и Западом Европа предпочитает разрешать не кнутом, а пряником, то есть интересным балетом.

И Акрам Хан, и тем более Йозеф Надж – востребованные европейские знаменитости, получившие признание на самых престижных фестивалях и сценах. Оба предпочитают проверенным рецептам новые смеси и не особо заботятся о том, насколько взрывчатый коктейль получится в очередной раз.

И Надж, и Хан растят новое театральное мышление на национальных корнях, используя генетическую память и наблюдая, как родная и приобретенная культуры срастаются в новую третью. Такая театральная глобализация.

Когда во всем мире доверие к слову подорвано потоками политической болтовни, на сцену выходит жест. Надж и Хан полагают, что движение порождает смысл яснее слов, и не случайно, что главные спектакли нынешнего драматического фестиваля NET относятся к театру танца.

 

Утка по-югославски

Уроженец югославского местечка Каньяза, Надж учился в Будапеште рисованию и психологии и увлекался восточными единоборствами. Случайно попал на театральные курсы, потом так же случайно – в Париж, где влюбился в современный танец, в котором смог применить все полученные знания. В 1986 году он собрал труппу и «испек» знаменитую «Утку по-пекински». Спектакль-воспоминание о родном городке патентовал собственный почерк Наджа: умение растворять танец в театральном действии. Названия спектаклей («Семь шкур Носорога», «Лестницы Орфея», «Ветер в мешке»,  «Короткий утренний псалом») и имена Борхеса и Кафки, к чьим книгам он любит выстраивать параллельную хореографическую реальность, равно говорят о буйной фантазии и интеллектуализме постановщика. С 1995 года Надж руководит Национальным хореографическим центром в Орлеане, занимаясь кучей всевозможных проектов – от ежегодного фестиваля танца «Поперечные дороги» до «ликбезовских» программ для студентов университета.

Если сравнивать Наджа с коллегами по хореографическому цеху, то только со знаменитым Иржи Киллианом, который, не выходя за рамки академического балета, сделал в нем «все не так». Надж обрушивает на сцену тьму идей. Его спектакли – это конспекты, которые другие хореографы могли бы развернуть на пять-шесть балетов. При этом Надж не заботится, успеет ли зритель все переварить: у него здоровенные дядьки-мясники ловко танцуют па-де-катр, чудаки в шляпах зависают на стене параллельно полу, а картонный замок Кафки таскают на веревочке. Именно «Полуночники» по Кафке взбудоражили в позапрошлом сезоне Москву  и получили «Золотую Маску» за «Лучший гастрольный спектакль, показанный в России» (нарушив литовскую монополию на эту премию, которую исправно получали то Римас Туминас, то Эймунтас Някрошюс.)

На этот раз Йозеф Надж покажет москвичам своего знаменитого «Войцека» – балет по натуралистической пьесе романтика Бюхнера – и спектакль на двоих «Время отступления». «Мужчина и женщина – вот две составляющие самой простой, самой органичной человеческой формулы», – определяет идею спектакля сам постановщик. Реализовать эту формулу поможет джазист из Вильнюса Владимир Тарасов, участник культового трио Чекасина. «Живая» перкуссия Тарасова, танцовщица Сесиль Тьеблемон и сам Надж в роли Мужчины во «Времени отступления» – это «три события в одном».

 

Гуру танцующий

Если Франция – космополитичный ковчег Европы, то чопорная Британия до самого последнего времени была скорее похожа на яхту для своих. Чужие здесь не ходили, а если и попадались, то оказывалось, что все они знакомы между собой: Акрам Хан, например, подростком принимал участие в «Книге джунглей» всемирно знаменитого ситариста и друга «битлов» Рави Шанкара. Хан начинал как вундеркинд: освоив в детстве классический индийский танец Катхак, он окончил школу современного танца в Лидсе с самыми высокими оценками за всю ее историю. Уже два сезона подряд Акрам Хан собирает все возможные премии британской критики, став самой модной достопримечательностью танцевального Лондона. В минувшем году ему предложили стать постоянным хореографом Royal Festival Hall, а Питер Брук пригласил Хана сняться в новой киноверсии «Гамлета».

Зрители фестиваля увидят 12-минутное соло «Loose in flight» (1995), мини-спектакли «Rush» (2000) и «Related rocks» (2001). Бешеный интерес к этим работам в Великобритании понятен: Акрама Хана там считают «танцующим гуру», учителем «новой духовности». Блистательно владея техниками индийского танца, которому уже пятнадцать столетий, и современной хореографии, он приводит отточенные веками изящные позы и жесты в соответствие с нынешним мышлением. Можно представить, какой получается стиль.

 

4 приметы фестиваля NET

Фестиваль NET к своему четвертому дню рождения успел найти в российском театральном доме свой альков, обустроился в нем и даже накопил кое-какие традиции.

1. Фестиваль «Новый европейский театр» всегда короток – и по времени проведения, и по количеству спектаклей. Кто не успел посмотреть, тот опоздал!

2. NET концептуален и принципиален: отбор спектаклей подчинен строгим правилам. Публика у него своя и постоянная: продвинутая молодежь, завзятые театралы и те, кто хочет от театра много большего, чем просто театра.

3. NET – фестиваль просветительский. Он не стремится обслуживать театральные авторитеты. Он изобретает свои. На его счету имена, открытые для России: Евгений Гришковец, болгарин Александр Морфов (после NETовских гастролей поставил три удачных спектакля в Петербурге и Москве), Оскарас Коршуновас, разбивший представление о театральной Литве как исключительно стране Някрошюса, автор пьесы «Огнеликий» Мариус фон Майенбург, расколовший театральное общество на две половины.

4. NET не дает расслабиться. На него привозят из Европы самые модные театральные «предметы». Самые хитовые спектакли сперва шокируют и бьют зрителя по мозгам, и только потом становится ясно, что вот оно, новое европейское слово. Таким «ударом» на четвертом NETе должен стать поляк Яржина со спектаклем «Психоз 4.48». А в качестве самого модного в Европе театрального «тренда» NET предлагает московской публике гастроли великолепной труппы Йозефа Наджа, который пытается скрестить современную хореографию и язык авангардного театра.