Про что Художник Трощейкин и его жена Люба узнают о досрочном освобождении из тюрьмы Любиного ухажера, поклявшегося убить соперника и изменницу. В ожидании инфернального мстителя все приходят в замешательство и возбуждение. Но события так и не происходит: уголовник просто-напросто забыл о своей клятве…

Мнение Зрители все время смеются. И нельзя сказать, что не к месту. Смех самый что ни есть гоголевский: ироничный, жестокий и унижающий. Своих героев Набоков исказил до уродства и за их страстями показал не драму жизни, а натуральный фарс. Пьеса из 30-х годов желчно пародирует богемный образ жизни русской эмиграции.

Главного героя – трусливого паникера-художника – зовут Алексей Максимович. Его теща – пародия на литературно образованную бальзаковскую даму Серебряного века. Брутальный уголовник Барбашин, на сцене так и не появившийся, ни дать ни взять губитель женских сердец Иван Бунин. Уездное общество представлено таинственным писателем-бабником, немкой-акушеркой и другими нелепыми типами. Вся эта компания одета в маскарадные костюмы и болтает всякую ерунду.

Теща, пишущая про лебедей прозаические элегии, у Валентины Талызиной вышла смешной, но довольно традиционной комической старухой, на которую отблеск зловещей истории почти не упал. Колорит Островского, конечно, Набокову не товарищ, но все равно очень смешно! Более всех излучает удушливую патологическую атмосферу мелочности и страха, бреда и предусмотрительности Владимир Стеклов. Он играет натуралистично, с перепадом красок от сюсюканья до тигриного рыка.