Необычный спектакль по школьно-эротическому роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил», в котором играют студенты, критики уже назвали в десятке «лучших» в сезоне. Если вы хотите знать завтрашних звезд в лицо — вам сюда.

Спектакль «История мамонта» начинается с урока в средней школе небольшого городка на Каме, на котором классная руководительница по прозвищу Чекушка сообщает ученикам о смерти Леонида Ильича Брежнева. И пока на торжественной линейке застывают девочки в коричневой форме, мальчишки, хулиганя, приклеивают на спины одноклассников бумажки: «Ветка — проститутка», «Лена — дура!», «Витька — чухан». Звучат слова о необходимости продолжать дело Брежнева, и в кульминационный момент вместо траурного марша звучит «АББА», запись которой, по роковой случайности, передал учительнице главный герой — Виктор Служкин.

С первых же минут между сценой и зрителями устанавливается доверие. Сегодняшние студенты рассказывают про юность своих отцов и матерей с любовью и пониманием. Исторических деталей в спектакле немного, но они точны: ободранные обои в прихожей; лязгающая сетка для яиц (куда они делись?), испитая продавщица в киоске с сигаретами; подушки в цветастых наволочках, дребезжащая стиральная машина с резиновыми шлангами.

Режиссер Екатерина Гранитова бережно отнеслась к тексту популярного автора, сохранив все романтические линии, школьные проделки и подробности турпохода географа с учениками по речке Ледяной. Провинциальная школа начала 80-х, куда приходит преподавать молодой учитель географии Служкин. Рассыпающиеся связи, ломающиеся устои, стремительно беднеющий быт, растерянные педагоги и оставшиеся без присмотра дети.

Одна из лучших сцен в спектакле: встреча на дне рождения Служкина его бывших одноклассников и нынешних учеников: два поколения сталкиваются в ободранном коридоре и настороженно наблюдают друг за другом: «Здравствуй, племя, молодое, незнакомое!». В результате довольно традиционная история педагога, который учится у своих учеников и передает им то, что ему самому кажется главным в жизни, открывает какие-то новые измерения.

В курсовом спектакле актерско-режиссерской мастерской Олега Кудряшова роман Алексея Иванова зазвучал как музыкальное произведение, в котором интонация фразы иногда оказывается важнее ее смысла. А сам внимательный и любовный взгляд на поколение отцов оказывается важнее всех сюжетных перипетий и авторских умозаключений. Спектакль наполнен музыкой, герои легко переходят от слов к песне.