Хьюстонский балет – первая американская танцевальная труппа высокого класса, приезжающая в Россию в полном составе. В Москве она покажет балеты «россыпью» – хореографические миниатюры в сочетании с фрагментами масштабных постановок.

Уже почти тридцать лет Хьюстонским балетом руководит Бен Стивенсон, англичанин, выпускник Лондонской школы искусств и бывший танцовщик труппы «London festival ballet». Свой первый спектакль – «Спящая красавица» – Стивенсон поставил в 1967 году. С тех пор его приглашают не только американские театры, но и Парижская опера, «Ла Скала» и Национальный балет Канады. Создав собственную балетную школу и составив нестандартный репертуар, Стивенсон породил то, что в Штатах называют техасским балетным чудом. Провинциальный коллектив он превратил в престижную труппу. Анна Киссельгоф, известный балетный обозреватель из «Нью-Йорк Таймс», назвала техасских артистов «одной из лучших национальных балетных компаний». А королева Велико­британии Елизавета Вторая наградила Стивенсона орденом Британской империи.

Гастрольная программа составлена таким образом, чтобы показать разные грани таланта техасской компании.

 

Грузинская звезда американского балета

В фрагменте из балета «Манон» британского хореографа Кеннета МакМиллана (как и в балете самого Стивенсона «Три прелюдии» на музыку Рахманинова) станцует Нина Ананиашвили, «постоянно приглашенная» звезда Хьюстонского балета. «Я познакомилась с Беном в Норвегии, – говорит балерина. – Он ставил там «Золушку», а я танцевала. Мы подружились, и Стивенсон предложил поставить для меня балет «Снегурочка». Я, грузинка, не могла представить себя героиней славянской сказки, но Бен умеет убеждать. Я приехала в Техас и познакомилась с труппой. Балет Хьюстона произвел на меня впечатление уровнем мастерства. Потрясли меня и педагогические способности Стивенсона. Мы сделали «Снегурочку»: Бен стал первым хореографом, который поставил для меня многоактный спектакль. С тех пор два раза в год я приезжаю танцевать в Хьюстон».

 

Искусство на галерах

Стивенсон одинаково успешно сочиняет и полномасштабные полотна, и одноактные опусы. И если в современной мировой хореографии есть немало специалистов по «коротким балетным дистанциям», то умение сделать качественный «полнометражный» балет с сюжетом, рассказать танцем историю дано немногим. Стивенсон делает подобные постановки с изяществом и блеском. Включенный в программу гастролей отрывок из балета «Клеопатра» – образец особого стивенсоновского стиля: опираясь на помпезную эстетику классического балета XIX века, он прибавляет к ней современное чувство меры. На сцене воссоздается эпоха завоевания римлянами египетского царства времен династии Птолемеев: в сценографии есть «настоящая» царская галера с гребцами, искусно преображающаяся в крылья, – знак загробного мира древних египтян. А в танцевальных дуэтах профильные «египетские» позы рождаются из точно скомбинированных классических па.

 

Доктор Куинн в роли театрального художника

Совсем по-другому выглядит небольшой бессюжетный балет «Пять поэм», навеянный музыкой Рихарда Вагнера. Это взволнованные переливы пластических настроений, не обремененные конкретным содержанием, но богатые эмоциональными ассоциациями. Дизайн балета, выдержанный в голубовато-зеленоватых тонах, создала Джейн Сеймур. Известная голливудская актриса, исполнительница главной роли в телесериале «Доктор Куинн – женщина-врач», оказалась по совместительству профессиональным художником. И притом вполне успешным: дом моды «Hermes» заказывает ей роспись платков.

 

Синее – это Вивальди

Сочетания оттенков синего вдохновляли молодого американского хореографа Стентона Уэлша, когда он сочинял балет «Индиго». Задавшись целью выразить свое отношение к миру через палитру основных цветов, Уэлш поставил несколько балетов, в названиях которых присутствует та или иная краска мира. Не так давно в труппе Алексея Фадеечева был поставлен балет Уэлша «Зеленое», и те, кто его видел, могут представить, как хореограф осмысливает «раскрашенное» название: цвет костюмов, возможность услышать что-то адекватное в музыке (синее, по Уэлшу, – это Вивальди) и хореография, в которой взрывчато пульсирует некая энергия. И, наверное, она тоже имеет цвет.

Гастроли Хьюстонского балета пройдут на сцене Большого театра 14 и 15 ноября. Заказ билетов по т. 248-08-22, 258-00-00