В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко — премьера «Севильского цирюльника» Россини. Оперы, которая входит в десятку самых популярных в мире.

Трудно отыскать на карте мира город, в котором не идет шедевр Россини. Москва не исключение: Фигаро уже разводит свои плутни на сцене «Новой оперы» и «Геликона». А теперь воздушную легкость мелодий Россини услышат и стены Музыкального театра. Итальянский классик и в самом деле отличался необыкновенной легкостью письма. Это касается и искрометного звучания мелодий, и скорости работы. По данным архивов, «Севильский цирюльник» был написан менее чем за три недели.

Сам Россини уверял, что ему понадобилось всего тринадцать дней, но, видимо, все-таки немного лукавил — это качество у итальянцев в крови. Может, эта же природная хитрость помогла композитору создать яркую галерею комических портретов. В его опере, как и в пьесе Бомарше, правды не говорит никто и никому, разве что по ошибке.

Граф Альмавива называет себя бедным Линдором, чтобы убедиться, что Розине интересен он сам, а не его титул. Девушка водит за нос своего опекуна, доктора Бартоло. А тот, по подсказке мастера интриги дона Базилио, в свою очередь готов обмануть всех и вся, чтобы жениться на воспитаннице и не упустить из рук ее приданое. И женился бы — если бы не Фигаро, который способен провести и одурачить любого. Живой сюжет, ироничность и, разумеется, чудесные мелодии сделали «Цирюльника» хитом мирового оперного репертуара. И это при том, что самая первая премьера обернулась курьезом из-за происков недоброжелателей Россини.

Исполнитель партии Альмавивы вышел петь серенаду без гитары, в кульминационный момент на сцену выскочила кошка. Сам Россини спасся от позора бегством, еле дождавшись конца первого действия. Однако последующие два века оперу неизменно принимали на ура. В роли Розины отметились Полина Виардо и Мария Каллас, дона Базилио пел Шаляпин, в цветистых каватинах графа Альмавивы блистали Лемешев и Козловский. Словом, «Цирюльник» — практически гарантия успеха.

И в Театре Станиславского не скрывают: берясь за эту постановку, они рассчитывали на хит. Вместе с постановщиком оперы Александром Тителем над спектаклем работал его постоянный соавтор, художник Владимир Арефьев. Эти двое любят поиграть со временем и пространством. К примеру, действие поставленной ими оперы Моцарта «Так поступают все женщины» разворачивается в полевом военном госпитале. «Севильский цирюльник» столь оглушительных сюрпризов вроде бы не предполагает. Разве что действие перенесено в условное время, где столько же от современности, сколько от эпохи Бомарше.

А вообще на афише — типичный средиземноморский дом с балкончиком и жалюзи. Что будет твориться за ставнями, выяснится только на премьере. В последнее время утвердилась повальная мода приглашать на постановки опер зарубежных авторов иностранных дирижеров. В театре от этой идеи отказались, призвав в музыкальные руководители «Цирюльника» маэстро Вольфа Горелика, одного из лучших в Москве специалистов по работе с певцами. А для того, чтобы исполнители прониклись итальянским вокальным стилем, из Рима приехал педагог Фабио Черрони.

Обычно Музыкальный театр делает ставку на собственных артистов, но ради «Севильского цирюльника» позволили себе исключение. Альмавиву наряду с бессменным премьером театра Сергеем Балашовым репетируют солист Большого Марат Гали и победитель недавнего конкурса Пласидо Доминго «Опералия» Алексей Кудря, чья европейская карьера складывается на зависть интересно. Еще одно новое для столицы имя можно обнаружить среди исполнителей партии Фигаро. Молодой баритон из Армении Арсен Согомонян (лауреат девяти международных конкурсов!) только что принят в труппу театра как раз с прицелом на новый спектакль. Два других Фигаро, Дмитрий Зуев и Илья Павлов, уже занимают в театре прочное место. Розину в новой постановке будет петь не сопрано, как в прежние времена, а колоратурное меццо, как это задумывал Россини. Исполнительниц три, и трудно угадать, кто выйдет на премьеру: имеющая солидный международный авторитет Елена Максимова, всегда актерски убедительная Наталья Владимирская или Вероника Вяткина, чей подвижный голос словно создан для россиниевских пассажей.