«В связи с прилетом в Москву президента Франции Жака Ширака отменяются вылеты всех рейсов до окончания дружественного визита». «Вниманию пассажиров! К вашим услугам игральные автоматы. Только у нас вы сможете проиграть 10 000 долларов. За самый крупный проигрыш – приз». 4 октября зрительный зал театра «Школа современной пьесы» превратится в зал ожидания странного аэропорта, где давно не садятся самолеты, но пассажиры все-таки мечтают улететь… Коротать время перед вылетом зрители будут вместе с Романом Карцевым. Это его четвертый моноспектакль.

– Роман Андреевич, почему вы решили сменить эстраду на театральные подмостки?

– Не дай Бог! Я не ушел в драматический театр и никогда не уйду. Меня давно уговаривали сыграть в театре, я все отказывался. Только благодаря настойчивости Леонида Трушкина «вдряпался» в драматическое искусство. Кроме театра «Школа современной пьесы», репетирую еще и в Театре Антона Чехова вместе с Татьяной Васильевой американскую пьесу. Условное название спектакля – «Свежая малина в феврале», премьера которого состоится в декабре на сцене Театра им. Вахтангова. А совсем скоро, 4 октября, состоится другая премьера – «Зал ожидания» в театре «Школа современной пьесы». Здесь я в своей тарелке, это спектакль миниатюр. Автор пьесы – Семен Альтов. Впервые за сорок лет я отошел от драматургии Жванецкого, хотя еще с Витей Ильченко мы «баловались» Хармсом и Чеховым. Действие пьесы «Зал ожидания» происходит в аэропорту, откуда никто не улетает и куда никто не прилетает. Там живут люди и общаются. Такая аэропортовская колония. В спектакле несколько сюжетных линий: домашняя (телефонные разговоры героя с женой), романтическая (легкий флирт с девушкой, передающей объявления), личная (монологи актера, приехавшего в аэропорт). Так как аэропорт международный, здесь оказываются и иностранцы – американцы, грузины, украинцы. Всех этих персонажей буду играть я один.

– Как долго будет длиться спектакль?

– Полтора часа без перерыва. Иногда актеры нашего жанра увлекаются и работают часа три, а зрители сидят и думают: «Когда же это кончится?»

– Трудно играть моноспектакль?

– Да, это самый тяжелый жанр. Здесь не на кого опереться, ты летишь, как в затяжном прыжке. Нужно все время общаться с публикой и держать ее в партнерах.

– 22 ноября у вас знаменательная дата – 40 лет творческой деятельности. С какого события вы ведете отсчет?

– В этот день в 1962 году я впервые вышел на сцену в Театре Аркадия Райкина в одной блиц-миниатюре. Райкин играл доктора, у которого не было времени: «Заходите, давайте, быстрее, все заходите!» Он выстраивал всех в очередь, быстро слушал и объявлял: «У четвертого сухой плеврит, остальные здоровы». Четвертым был я.

– Свое первое выступление помните?

– Что-то я пытался изображать еще в детском саду, потом в школе, в драматическом и эстрадном кружках. А еще я занимался рисованием, играл на домбре. Я как-то шутил, что жил в Одессе напротив Оперного театра, переулка Чайковского, ходил мимо школы Столярского, а ни в одной опере не спел. Серьезная работа началась во Дворце моряков, где я с партнерами разыгрывал кое-какие миниатюры. Потом меня пригласили в солидный студенческий театр «Парнас-2», где уже буйствовали Жванецкий и Ильченко. Здесь я сыграл роль вора в трамвае. Меня увидел Райкин и пригласил в свой театр.

– Какие еще события в своей биографии вы считаете определяющими?

– Встречу со Жванецким. Автор для исполнителя – это главное. Поступление в ГИТИС (я стал студентом, когда уже работал у Райкина), потом уход от Райкина, появление на телевидении, когда о нас с Ильченко узнала страна. И, конечно, выступление нашего Театра миниатюр (Михаил Жванецкий, Клара Новикова) в Карнеги-холле, в зале на 2800 мест. Я уже не говорю о рождении детей и внуков. Моему младшему внуку, Ленчику, сейчас два года. Потом тридцать три года с одной женой – это, знаете ли, дата!

– Говорят, ваше бракосочетание не обошлось без приключений?

– Было это в Ленинграде. Мы опаздывали в загс. А там очередь, пропустишь свою – сиди и жди. И вообще опаздывать на свадьбу – плохая примета. Такси поймать нельзя, я остановил поливальную машину, и водитель за три рубля шпарил без всякого поливания улиц. Успели.

– Как вы отдыхаете?

– Люблю круизы. Для меня это лучший отдых. Я не могу сидеть в санатории, скучно. Совсем недавно вернулся из путешествия вокруг Европы на теплоходе «Асседо» (если читать наоборот, получится «Одесса»). Мы отдыхали вместе с женой и внучкой. Прекрасная погода была, посмотрели Францию, Англию, Италию, Испанию.

– Хватает ли времени на общение с внуками?

– Детей я почти не видел, все время гастролировал. Старшую внучку тоже. А вот с внуком общаюсь каждый день и получаю от этого огромное удовольствие. Каждый день новые слова, новые поступки! Ленчик у нас «любимец публики».

– Как будете отмечать юбилей?

– Мне предложили сделать творческий вечер в Петербурге, как ни странно, а не в Москве и не в Одессе. В Москве нужно самому ходить, пробивать, на это нет ни времени, ни особого желания. Хорошо бы собраться вместе с Мишей Жванецким, Семеном Альтовым и сделать вечер. Возможно, получится. Пока же я занят только спектаклями.