8 сентября Большой театр откроет свой 227-й сезон. Вместо народного героя Ивана Сусанина на сцену выйдет неприступная китайская принцесса Турандот. Патерналистско-патриотическую оперу Глинки лихо заменили феминисткой трагедией Джакомо Пуччини. Новая "Турандот" должна стать самым сильным аргументом Большого в эстетическом споре с Мариинкой.

Два монументалиста

"Турандот" ставят две оперные знаменитости: американка итальянского происхождения Франческа Дзамбелло (режиссер) и американец российского происхождения Георгий Цыпин (художник). Каждый из них – человек-событие. Оба по настоятельной просьбе Александра Ведерникова дебютируют в ГАБТе. Журнал "Time" назвал Франческу первой женщиной, вошедшей в мир оперной режиссуры. Она – один из самых востребованных постановщиков: каждый год ставит около дюжины опер, не реже раза в месяц перемещаясь с континента на континент. На ее личном сайте опубликованы планы до конца 2003 года. В интервью Франческа утверждает, что может держать в голове по шесть опер одновременно, и любая книга или фильм, попавшие в поле ее зрения, вызывает постоянную внутреннюю работу. 8 сентября она представит "Турандот" в Москве, а уже 18 октября - “Бориса Годунова”в парижской Опере Бастий.

Франческа обожает русскую оперу ("Я жутко завидую, когда слышу, что кто-либо сделал ту русскую оперу, о которой я мечтала"), немного знает русский и рассказывает о нью-йоркских гастролях ГАБТа в год его 200-летия как о своем первом театральном потрясении. Глядя на ее послужной список, насыщенный постановками русских опер с русскими же певцами, можно понять, почему Александр Ведерников пригласил госпожу Дзамбелло в Москву. Ольга Гурякова пела у нее Наташу Ростову в "Войне и мире", Владимир Галузин, Николай Путилин и Дмитрий Хворостовский блистали в "Пиковой даме", поставленной в прошлом году на сцене Лондонской королевской оперы. В Сан-Франциско она ставит "Князя Игоря" с Сергеем Лейферкусом, а в Дублине – "Черевички" Чайковского с Владимиром Маториным.

Добрую треть постановок Дзамбелло делает на материале современных опер, открывая миру такие произведения, как "Аршак II" армянского композитора Тиграна Чухаджяна, "Тереза Ракен" Тобиаса Пикера, "Орфей" Филиппа Гласса, "О мышах и людях" Карлайл Флойд. При этом Франческа не устает повторять, что она в большей степени популяризатор оперного жанра, нежели его реформатор. “Это может многих шокировать, но для меня самое важное, чтобы зритель пришел в театр и в полной мере насладился искусством. Я не из тех режиссеров, которые осаждают публику, как крепость. Зритель, побывавший в оперном театре, должен прийти снова и заплатить за билет”.

Всемирно известный сценограф-монументалист Георгий Цыпин окончил Московский архитектурный институт и в 1979 году эмигрировал в США. С тех пор он оформляет сцены самых крупных музыкальных театров. В его декорациях шли оперы и балеты в Ла Скала и Опере Бастий, в Ковент-Гарден и Метрополитен-опера, в Линкольн-центре, Американском балетном театре и на Зальцбургском фестивале. Цыпин сочетает активную театральную практику с дизайнерскими проектами, которые порой можно причислить к разряду утопических. На Западе он прославился своими "Новыми и неожиданными идеями для Театра Будущего". Работы Цыпина всегда устремлены к рискованному эксперименту с формой. Вот и теперь он тщательно скрывает от журналистов материал, из которого будут сделаны декорации к "Турандот". А выбор фактуры для таких сценографов-монументалистов, как Цыпин, - уже концепция. Нет сомнений, что зрителей встретит в театре нечто выдающееся. Например, вагнеровский "Летучий голландец" в Мариинском театре он оформил колоссальным деревянным скелетом корабля, зависшим над сценой.

Франческа Дзамбелло, как и Цыпин, любит работать с крупными формами: ее постановки полны мощных световых эффектов, она любит играть с цветом, фактурными тканями и материалами. Ее любимые темы – борьба человека со стихией (действие "Войны и мира" разворачивалось в зимнем заснеженном антураже) и скульптурные мегалитические образы, окружающие человека (в опере "Ватерлоо" в сознании Наполеона возникали колоссальные образы с барельефов на Триумфальной арке, а опера "О мышах и людях" была оформлена двумя высоковольтными вышками до самого потолка).

Соревнование идей

На пресс-конференции Георгий Цыпин неосторожно бросил фразу, уже ставшую знаменитой в театральных кругах: "ГАБТ – это театр с оборудованием XIX века". Тем не менее именитый художник работает в Москве. Именно этот факт, возможно, еще больше обострит отношения Мариинского и Большого театров (Цыпин, оформивший к этому времени в Мариинке уже шесть спектаклей, может восприниматься как неблагодарный перебежчик). К тому же сегодняшний ГАБТ повторяет репертуар петербургского театра: Мариинка заявляет "Бориса Годунова" на выезде в Выборгской крепости, Большой спешно устраивает "Бориса" в Свято-Успенском Святогорском монастыре. Мариинка закрывает сезон премьерой "Турандот", Большой ею же открывает. Директор Большого театра называет это обстоятельство "соревнованием идей" и рассказывает историю о том, что Валерий Гергиев в ответ на просьбу ГАБТа делать совместную постановку оперы Пуччини холодно сообщил, что "ваше предложение поступило слишком поздно".

В марте 2003 году в Москве и Петербурге должны состояться обменные гастроли Мариинского и Большого театров.

Фрейдист Пуччини и убийственная красота

Пьеса Карло Гоцци "Турандот" (1762) приносит несчастье. Джакомо Пуччини уходит из жизни, не успев дописать в своей последней опере двух-трех финальных сцен. Евгений Вахтангов скоропостижно умирает, едва успев поставить по ней свой самый знаменитый спектакль. И если гению российского театра барочная сказка о Турандот напоминала о творческой свободе, то у Пуччини китайская принцесса обретает черты роковой женщины модернизма - носительницы убийственной красоты. Турандот Пуччини близка к жуткой уайльдовской Саломее.

Венецианец Карло Гоцци писал очень жестокие пьесы, где в сказочный сюжет была вплетена мысль о том, что миром правит насилие. Обычно постановщики сглаживают этот эффект, но Пуччини на нем настаивает. Лишенная увертюры опера начинается тремя жуткими аккордами, которые готовят зрителя к восприятию любовной трагедии. Вслед за аккордами следует ария Мандарина, он объясняет народу Пекина "правила игры": сердца Турандот добьется тот, кто ответит на ее три загадки. Проигравшему отрежут голову! В пении Мандарина, выводящего слова садистки отрывисто и беспристрастно – безжалостная поступь судьбы, которая принуждает человека жертвовать собой во имя красоты.

Музыковеды считают, что Пуччини женские образы удавались лучше, чем Верди. В "Турандот", равно как и в "Тоске", заметны сильные феминистские интонации. Основное отличие оперы от оригинального сюжета Гоцци очень существенно: Пуччини обнаруживает причины, по которым пекинская принцесса отказывает мужчинам столь жестоким способом. В ее памяти затаилась ужасная обида: прародительницу Турандот украл, обесчестил и жестоко убил чужеземец. Божественно прекрасная девушка теперь мстит всему мужскому роду. Так европейская опера XX века начала осваивать фрейдистские законы психоанализа (правда, Пуччини как человек XIX века еще верит в то, что человеческую жестокость можно объяснить). Ужасающее воспоминание о прошлом не отпускает сознание Турандот, заставляя ее оставаться "вечной девственницей". Только любовь и благородство татарского принца Калафа способны – пусть и не сразу – растопить холодное сердце и восстановить поломанную жизнь принцессы.

Как представитель Запада, Франческа Дзамбелла не могла приехать в Россию без миссии. Вслушаемся в ее слова: "Принцесса Турандот освобождается от своих кошмарных воспоминаний далекого прошлого, и я хочу верить, что вместе с принцессой, обретающей человеческий облик, преображается и ее народ". Сказать такое в России - значит заметить, что вместе с Турандот может возродиться и наша страна – несчастное "китайское" государство. А тяжелые воспоминания, не дающие нам "выйти замуж", - не что иное, как фобии советского прошлого. Наивно и весело!