Герои литературных произведений давно перекочевали на оперную сцену. Татьяна Ларина и Евгений Онегин, царь Дадон и Шемаханская царица, и даже Наполеон с Кутузовым с удовольствием распевают арии и дуэты. Но, заимствуя литературные сюжеты, либреттисты редко выводят на подмостки их сочинителей. Молодому украинскому композитору Александру Щетинскому это показалось несправедливым.

Героями его оперы "Слепая ласточка" стали Пушкин, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов и Блок. Поводом собрать на оперной сцене литературный ареопаг стал музыкальный фестиваль “Сакро Арт” в немецком городе Локкуме, посвященный в этом году теме пророчества. На фестивале состоится мировая премьера “Слепой ласточки”, прозвучит органный концерт Людмилы Голуб, “Квартет на конец света” и “Песни о земле и небесах” Оливье Мессиана и “Lieder Abend” - камерная программа из немецких арий и песен. Генеральная репетиция “Слепой ласточки” прошла в фойе театра “Геликон-опера”. Московская судьба этого спектакля пока не известна, но будем надеяться, что скоро он войдет в столичный музыкальный репертуар.

Алексей Парин - автор идеи и либретто и одновременно заказчик опуса (известный музыкальный критик возглавляет “Сакро Арт”) - соединил в тексте фрагменты стихотворений, писем и дневниковых записей вышеозначенных литераторов. Писатели и поэты в опере Щетинского предсказывают будущее и пытаются сеять в умах сограждан разумное, доброе, вечное. (Надо заметить, что "Слепая ласточка" в чем-то перекликается с идеей либретто, предложенного Большому театру писателем Владимиром Сорокиным: его герои - знаменитые композиторы, воскрешенные советскими учеными в эпоху сталинизма.)

Опус Александра Щетинского демонстрирует, что в оперные арии можно превратить даже толстовские проповеди. Композитор, несколько лет назад сочинивший одноактную оперу “Благовещение” для спектакля “Голоса незримого” (“Геликон-опера”), впервые вышел за рамки авангардистских музыкальных построений и устроил слушателям экзамен на знание цитат из оперной классики.

Маленький оркестр под управлением Теодора Курензиса весь вечер играл слаженно, как безупречно настроенный инструмент. А солисты “Геликона” прекрасно справились со своими партиями. Эпизодические роли получились такими же выразительными, как и главные. Инфернальная Панночка Алисы Гицбы запоминается не меньше, чем сломленный болезнью Блок. Духовные прозрения князя Мышкина (Наталья Загоринская) производят такой же сильный эффект, как мистический ужас, охвативший сыгранного ею же Гоголя.

Постановщик оперы Анатолий Ледуховский сочинил спектакль, где зашифрованных подтекстов и внутренних смыслов не меньше, чем в музыке и либретто. Писатели путешествуют с огромными чемоданами, кутаются в прозрачные шарфы (цвет у каждого свой), бросают в воздух карты и птичьи перья.

В Локкуме “Слепую ласточку” покажут в центральном нефе старинного собора. Предполагается, что в Москве ее будут и в дальнейшем играть в фойе “Геликон-оперы”. Но это помещение тесновато для сочиненных Ледуховским мизансцен. Идеальным пространством для постановки оперы могла бы стать англиканская церковь в Вознесенском переулке (бывшая студия грамзаписи фирмы "Мелодия"), где не раз уже происходили уникальные музыкальные акции.