150-летний юбилей классика в столице отметят фейерверком премьер и гастролей в разных театрах города. «Ваш досуг» выбрал лучшие спектакли из афиши «Дней Чехова в Москве».

«Иванов»
режиссер  Юрий Бутусов

Фишка: Драму Чехова играют от конца к началу: сцена с самоубийством Николая Алексеевича Иванова идет первой. По ходу действия главный герой будет несколько раз выстреливать себе в голову, а потом, как ни в чем ни бывало, подниматься и продолжать диалоги. В общем, перед походом на этот модернистский спектакль стоит перечитать чеховский оригинал — тогда режиссерские игры вам будут понятны и интересны. Многие критики утверждают, что размышлять об этом неординарном зрелище куда как увлекательней, чем его смотреть. В любом случае это лучше рутинных постановок, не дающих ничего ни уму, ни сердцу.
Звезды: Главную роль Иванова исполняет замечательный актер Андрей Смоляков. Увы, эта премьера не стала его звездным часом: слишком уж фарсовый рисунок роли ему предложил режиссер. Зато по-настоящему блистают его партнеры — Игорь Золотовицкий, Наталья Рогожкина и Полина Медведева. Наконец, тем, кто еще не успел познакомиться с творчеством Юрия Бутусова — режиссера «нового поколения», который покорил Петербург неординарными спектаклями, — стоит это сделать уже сегодня.
Для кого: Для заядлых театралов и тех, кто не боится экспериментов на сцене.
27 января / 19.00 / МХТ им. А. П. Чехова / Камергерский пер., 3 / 629-87-60 / партер с 8 по 12 ряд стоит 3000 р.

«Тарарабумбия»
 режиссер Дмитрий Крымов

Фишка: Дмитрий Крымов создает свой, ни на что не похожий театр. Если говорить просто — это театр художника. Здесь не читают пронзительных монологов, не разрабатывают глубины характеров. Действие в крымовских спектаклях подчинено чисто визуальной смене картин-образов. Во всем мире это очень актуально, у нас — в новинку. В любом случае, такой постановки Чехова вы не увидите ни в одном академическом театре. Люди, знакомые с методами режиссера, говорят, что это будет даже не спектакль, а что-то типа циркового парада-алле. Помимо клоунов и кукол, изображающих дрессированных животных, на сцене появятся чеховские персонажи из разных пьес. В шоу задействовано более 80 человек. Среди них — актеры, художники, кукловоды и машинисты сцены. И каждый сыграет по множеству ролей. Сам Писатель будет наблюдать за действом из вагона поезда с надписью «Устрицы», что внесет в клоунаду трагическую ноту: в июле 1904-го тело умершего в Германии Чехова доставили в Москву в вагоне для свежих устриц.
Звезды
: Собственно звезд в привычном понимании здесь нет. Но как явление театр Крымова давно имеет звездный статус. Ему неоднократно вручали «Золотые Маски» за новаторство и прорыв в искусстве. Только здесь вы поймете, отчего обмирают даже самые циничные критики.
Для кого: Для тех, кто приходит в театр не слушать пьесу, а получать удовольствие от игры артистического воображения.
28-30 января / 20.00 / Театр «Школа драматического искусства» / ул. Сретенка, 19/27 / 632-93-44 / в кассе театра билеты стоят 1500-2500 р.

«Донка», реж. Даниэле Финци Паска Фишка: Еще один пример того, что европейский театр постепенно превращается в мультимедийное шоу. И от литературности все больше отходит к чистой зрелищности. На сцене в «Донке» - не актеры, а танцоры, акробаты и клоуны. Неслучайно многие критики и зрители считают французский театр Паска цирком нового поколения. Перед московской премьерой режиссер рассказал, что идея шоу родилась у него во время экскурсии по Таганрогу, где Чехов родился и окончил гимназию. Даниэле узнал о пристрастии писателя к рыбалке и... решил назвать свой спектакль «Донкой». Донка — это такая удочка, с помощью которой рыболовы пытаются поймать самых глубоководных рыб – гимназисту Антоше Чехову, говорят, с этим везло. Оттолкнувшись от одного образа (рыбалки), французы разворачивают на сцене невероятные картины, связанные с биографией и миром Чехова. Перед походом в театр, кстати, стоит почитать дневники писателя — многие образы взяты оттуда.
Звезды
: Свет, предметы (например, тающий лед) и музыка в спектаклях Паска иногда важнее людей. Вместе с тем каждый из актеров — невероятный универсал, способный выполнить и цирковой трюк, и балетные па.
Для кого: Для ценителей продвинутого европейского театра. Тем, кому понравился Цирк «Дю Солей».
30-31 января / 19.00 / Театр им. Моссовета / Ул. Б. Садовая, 16 / 699-20-35 /  партер стоит 1500-2500 р.

«Три года», реж. Сергей Женовач Фишка: Не самая известная повесть Чехова, которую впервые ставят на сцене, увы, - не из веселых. Перед началом зрителей угощают чаем с вареньем — любимый вид досуга самого Антон Палыча. Нет-нет, да и мелькнет мысль — уж не подсластить ли пилюлю пытаются авторы спектакля? А, может, наоборот, - создать ощущение устоявшегося домашнего уклада? Верно и то, и то. Неразделенная любовь, недостижимость счастья, рутина жизни — здесь есть все излюбленные чеховские мотивы. Богатый купеческий сын Лаптев женится на любимой девушке Юленьке, которая не отвечает ему взаимностью. В доме будто поселяется несчастье: друг за другом умирают родственники, самого героя съедает тоска, постепенно усиливается отчаяние. Спустя три года Юленька признается Лаптеву в любви (а может, она просто к нему привыкла?), но это уже ничего не меняет, слишком поздно... Впрочем, спектакль отнюдь не пессимистичный. Да, пусть это жизнь и без сильных страстей, но ее надо суметь прожить достойно — таково кредо его создателей.
Звезды
: В главной роли — один из самых талантливых «птенцов гнезда» Женовача Алексей Вертков, актер молодой, но уже успевший стать лауреатом нескольких серьезных театральных премий. Весь спектакль, по сути, держится на его Лаптеве, который периодически вспоминает, и, соответственно, «вызывает» к действию других персонажей.
Для кого: для всех поклонников Чехова, которые склонны искать в классике ответы на сложные жизненные и бытовые вопросы.
29, 30 января / Театр-студия п/р Сергея Женовача / ул. Станиславского, 21, стр. 7 / 662-46-46 / в кассе театр можно купить билеты за 200-1500 р.

«Дядя Ваня»
режиссер  Римас Туминас
Фишка
: Всю прошлую осень «Дядю Ваню» взахлеб обсуждала Москва. По общему мнению, это лучшее, что появилось в русском театре за последний год. Поставил такой важный для России спектакль литовец Римас Туминас, нынешний худрук Театра имени Вахтангова. Причем, пока ставил, успел стать героем скандала в водевильном духе. Во время репетиции спектакля часть труппы была занята тем, что писала злобные письма против Туминаса, обвиняя его в том, что он, дескать, небрежно относится к российским традициям. В итоге, состоялась премьера, за которую вступился лично министр культуры Александр Авдеев. Его поддержал дружный хор театральных критиков. Как признался Туминас, он поступил на режиссерский факультет исключительно для того, чтобы ставить Чехова.
Звезды:
Дядя Ваня в грандиозном исполнении Сергея Маковецкого. Вполне возможно, что от театра нашего времени останется именно этот персонаж Маковецкого — ребенок, постаревший раньше времени, застенчивый клоун, проморгавший жизнь.
Для кого: Для всех, кто хочет убедиться, что сегодня существуют по-настоящему великие актеры. 31 января / 19.00 / Театр имени Вахтангова. / ул. Арбат, 26 / (499) 241–16–79 / партер стоит 2300 р.

«Три сестры»
режиссер Юрий Погребничко
Фишка
: Знаменитую пьесу Чехова тут намеренно превращают в балаган. Этот спектакль — как долгоиграющая пластинка. Впервые Юрий Погребничко поставил «Трех сестер» еще в начале 80−х, на «Таганке». В качестве декораций там выступали ржавые железные пластины и металлические кровати. Казалось, пьесу разыгрывают зэки. В начале 90−х Погребничко повторил спектакль в своем театре «ОКОЛО дома Станиславского». И вот сейчас — новая версия. Действие происходит как будто бы в музее. Перед первым рядом — чуть выше голов зрителей — натянута веревка. Она отделяет «музейный» мир чеховских персонажей от зрительного зала. Трех сестер водит по сцене экскурсовод, да и сами они больше всего походят на кукольных марионеток.
Звезды
: Забавно, что играют сестер юные выпускницы курса Юрия Погребничко в Щукинском училище — в реальности они намного младше чеховских героинь.
Для кого: Для любителей спектаклей, после которых остается долгое философское послевкусие.
29 января / 19.00 / Театр «ОКОЛО» / Вознесенский пер., 9-а / 690-25-57 / билеты в кассе театра стоят от 200 до 500 р.

«Вишневый сад»
режиссер Марк Захаров
Фишка
: Марк Захаров даже и не скрывает, что перелопатил Чехова на свой лад. Лопахин у него отчаянно молод. Его вожделеет Раневская. Старик Фирс сетует на тотальный беспорядок в стране. Эксцентричная Шарлотта всякий свой фокус заканчивает шумным взрывом пиротехники. Каждый выход долговязого Пети Трофимова становится чуть ли не цирковым аттракционом — его Марк Анатольевич наделил всеми возможными нервными тиками. А все дело в том, что знаменитый режиссер считает Чехова актуальным и абсолютно не хрестоматийным автором. Как сказал Захаров, изначально он вообще собирался «поместить чеховских героев в современную психбольницу, с мобильными телефонами и телевизором». От психбольницы в итоге отказались, но все равно зрелище получилось по-ленкомовски «безумным».
Звезды
: В спектакле, к сожалению, не участвует Инна Чурикова. Ее прочили на роль Раневской, но потом решили, что Александра Захарова будет смотреться органичнее. Юного Лопахина играет Антон Шагин — звезда фильма «Стиляги». В роли старика Фирса, само собой, Леонид Броневой. Недавнюю премьеру спектакля посвятили памяти Олега Янковского, который начинал репетировать роль Гаева. Увы, первые показы «Вишневого сада» состоялись в Питере, когда Янковского уже не было в живых. Сейчас Гаева играет Александр Збруев.
Для кого: Для фанатов «Ленкома».
 27, 28 января / «Ленком» / ул. М. Дмитровка, 6 / 699-07-08 /  билеты стоят 200-3000 р.