Юбилей классика в столице празднуют с размахом. Три новаторские премьеры плюс постановки мэтров.


Спор о том, кто в большей степени имеет право не жизнь в искусстве: Треплев или Тригорин —  для современного театра уже неактуален. Организаторы «Дней Чехова» выбрали безусловно все самое лучшее, что имеет отношении к его драматургии. В результате, получился список из более, менее и более-менее радикальных постановок. За самые «новые формы» на юбилейной неделе отвечают Дмитрий Крымов, Владимир Панков и знаменитый клоун Даниэле Финци Паска, чьи спектакли «Дождь» и «Туман» были украшением на прошлых Чеховских фестивалях.

Дмитрий Крымов представит спектакль-марш «Тарарабумбия». Вот уж «художественный театр» в прямом смысле слова. Блистательный сценограф Крымов как всегда сплетет свой спектакль из визуального образного ряда. В цирковом параде-алле промаршируют все самые знаменитые чеховские персонажи в компании клоунов, акробатов и дрессированных животных. Сам Антон Павлович, будет наблюдать за этим фарсом из вагона поезда с символичной надписью устрицы, как известно, свое последнее путешествие на родину писатель совершил после смерти в Германии в вагоне для свежих устриц.

Мастер саундрамы Валадимир Панков продолжит путешествие в сюрреалистическом пространство снов, видений из прошлого и гротескных перевертышей. В его «Свадьбе» советское прошлое настигнет российское настоящее. Жених-москвич приезжает на свадьбу в Белоруссию: кавалеры в пальто с «бобриком», мужчины и дамы в «нарядных» атласных блузках с кружевами — этакий Back In USSR. Этот мир ему знаком, но как здесь жить он уже забыл. На этом несовпадении атмосфер и миров Панков строит весь трагикомизм актерской игры. И, конечно, без фирменного фьюжина из звуков в качестве главного выразительного средства не обошлось.  Музыка Игоря Стравинского то и дело срывается на древний славянский фольклор и обрядовое белорусское пение, виртуозная музыкальная стихия спектакля вдруг возьмет и прорвется эстрадными мелодиями 70-х.

Продолжит крутить время назад и Юрий Бутусов. В его «Иванове» все начинается со сцены самоубийства главного героя идет к началу истории. Полностью проникнуться режиссерской концепцией смогут только те, кто не плохо знает первоисточник и искренне любит Андрея Смолякова.

Тем кто не боится нырнуть с головой в абсурд —  прямая дорога на «Трех сестер» Юрий Погребничко. Драму Чехова он намеренно превратил в тюремный балаган еще в 80-х годах прошлого века в театре на Таганке. Потом повторил успех в 90-х уже в своем театре. В самой новой версии сестер играют недавние выпускницы театрального училища, которые с упоением существую в странной реальности, придуманной режиссером.

Если же вам  все эти постмодернистские коленца, выдаваемые современными режиссерами, не по вкусу, отправляйтесь на спектакль «Три года». Грустная история про ускользающее семейное счастье. В главных ролях молодые, но уже маститые Алексей Вертков и Ольга Калашникова. И хот спектакль «разговорный» — актеры почти не двигаются, а все пространство сцены заставлено металлическими кроватями с голыми сетками — оторваться от жизни человеческого духа, который царит на сцене, почти не возможно.

Так же имеет смысл посетить по делу захваленный критиками спектакль Римаса Туминас «Дядя Ваня», переделанный под режиссерские и мировоззренческие нужды Марка Захарова «Вишневый сад», вдумчивые «Тайные записки тайного советника» Михаила Левитина и любопытный сиквел «Чайки» в театре Джигарханяна.

Ну, а 29 января, в день рождения Антона Павловича, швейцарец  Даниэль Финци Паска представит спектакль не «по», а «о» драматурге. В «Донке» знаменитый клоун покажет Чехова, который еще не носит пенсне и не пишет бессмертные пьесы, зато много и с удовольствием рыбачит. Посетив Таганрог, где прошли детство и юность писателя, он придумал действо полное юмора и нежности , название которому дала специальная удочка с грузилом и колокольчиком — та самая, с помощью которой юный Антоша Чехов ухитрялся ловить глубоководную рыбу.