Строительство филиалов – дело многообещающее, но рискованное. Театры с филиалами чувствуют себя как семьи с излишками жилой площади или как начальники, обросшие заместителями. Вроде бы легко и вольготно, но чувство смутной тревоги не покидает. Все начинается с альтернативного художественного мышления, а заканчивается разделом имущества.

История театра последних трех десятилетий знает множество скандальных примеров, когда существование невинных с виду филиалов и новых залов порождало откровенный сепаратизм. Когда ефремовский МХАТ возвращался из нового здания в отреставрированное в Камергерском переулке, половина труппы во главе с Татьяной Дорониной осталась "охранять" свой бастион на Тверском бульваре. Не построй Юрий Любимов новой сцены Театра на Таганке, быть может, и не зародилась бы у бунтовщиков во главе с Николаем Губенко мысль об отделении. Распадаются не только большие театры. Недавно скромный и ничем не знаменитый театр "Экспромт", счастливый обладатель двух сцен, повторил трагическую судьбу своих именитых собратьев. "Экспромт" живет по-прежнему в здании на Чистых прудах, а в доме на Басманной обосновалась "беженка" Жанна Тертерян.

Дурной пример заразителен. И, видимо, поэтому Художественный театр теперь сосредоточивает все свои многочисленные сцены и даже хозяйственные постройки на одной улице, поближе к дирекции. Проект реконструкции Мариинского театра группирует свои строения вокруг основного здания, оккупируя всю Театральную площадь. Так же поступает и ГАБТ, заложивший здание филиала в непосредственной близости от главного, упразднив старый добрый Копьевский переулок.

Некоторые театры поступили радикальней. В начале 90-х Театр им. Моссовета продал филиал в Лужниках, лишив себя тем самым дополнительной сцены. А филиал Театра им. Маяковского на Сретенке, некогда открытый как экспериментальная студия, на протяжении тех же 90-х годов хирел, пока не превратился в прокатную площадку для дешевых антреприз.

Практика показывает, что судьба театральных филиалов бывает плачевной. Это утверждение можно было бы счесть правилом, если бы не два исключения. Филиал Театра им. Пушкина в Сытинском переулке, отстроенный на деньги коммерческих организаций, с которыми театр делит свою площадь в центре города - сегодня одна из самых посещаемых сцен столицы. Здесь идут спектакли, снискавшие шумный успех: "Академия смеха" и "Откровенный полароидные снимки". Уверенно держится и филиал Малого театра на Ордынке, ничем не уступающий своей основной сцене. Искренне желаем новому филиалу ГАБТа стать таким же приятным исключением из жестокого правила.