Завершается строительство Филиала Большого театра, тянувшееся почти восемь лет. ГАБТ обещает осенью его торжественное открытие. Что покажут зрителям, пока неизвестно.

Игрушечный дворец притулился между Российским молодежным театром и новым вспомогательным корпусом Большого. Внешний вид наряден - балюстрады, стилизованный под классику портик, просторные открытые площадки, шары фонарей. Интерьеры нового театра отделаны венецианской штукатуркой и мрамором. Скользко. Но лестницы обещают застелить коврами. Полы в фойе набраны узорчатым паркетом, плафон зрительного зала расписан фигурами с эскизов Льва Бакста. Рабыни и одалиски из его знаменитой “Шахерезады” размахивают покрывалами, словно торговки на тесном восточном базаре. Если в фойе висят авангардные люстры, то архитектура зала, решенного в бледно-зеленых тонах, традиционна. Небольшой партер, полукружья ярусов - пространство филиала совсем не кажется камерным. Но сцена для привычных спектаклей Большого все же мала.

Генеральный директор Большого Анатолий Исканов пояснил, что при проектировании филиала Общество охраны памятников запретило выходить за так называемую "красную линию". “Если посмотреть на основное здание, то справа от Малого театра выступает ЦУМ, а слева такой же выступ сделать не разрешили. Поэтому проектировщики вынуждены были развернуть филиал боком. Новое здание не смотрит на Большой театр, а как бы отворачивается от него. Из-за такого расположения уменьшилась внутренняя площадь. Зал театра в два раза меньше основного. Спектакли действующего репертуара ГАБТа в афишу филиал не войдут, для новой сцены будут ставить специально”.

Известно, что первой постановкой филиала должна была стать опера “Американцы” композитора XVIII века Евстигнея Фомина. К работе над ней привлекли Майю Краснопольскую и Илью Эпельбаума из театра “Тень”, музыкальное руководство поручили Татьяне Гринденко. В спектакле должны были играть оперные певцы и драматические артисты, дети и куклы. Оркестранты, находясь на сцене, изображали бы войска, облака, деревья и силы природы. Дирижер читал бы исповедальные вставные монологи Евгения Гришковца. На сцену должен был выплыть гигантский корабль, на паруса которого проецировались бы фильмы о судьбах цивилизации, а индейцы тем временем гоняли бы на самокатах. Новые “Американцы” вполне бы соответсвовали идее нового здания, сочетающего в себе игру в старину и современность. Но все это насторожило руководство. На открытие филиала главного театра страны наверняка пригласят первых лиц государства, а им надо показывать что-нибудь более благонадежное.

Что это будет, пока неизвестно. Филиал откроется только глубокой осенью. Но в начале сентября артисты Большого дадут концерт для строителей - отблагодарят за труды и опробуют новую сцену. Потом филиал закроют на общую проверку. “Несколько месяцев будет идти обкатка оборудования без спектаклей - каждый день предстоит все включать, выключать, поднимать, опускать, раздвигать, - говорит Анатолий Иксанов. - Это нормальная практика, механизмы новые, и даже железо может где-то перетереться. Лучше обнаружить недостатки сразу, чтобы не было сбоев потом”.