Студенческий спектакль «История мамонта» можно считать событием сезона. Его стоит посмотреть всем, кто хочет уже сегодня увидеть завтрашних звезд.

Студенческие спектакли обычно долго не живут и особой художественной ценности не представляют. Исключения можно пересчитать по пальцам. «История мамонта», поставленная Екатериной Гранитовой в РАТИ, на курсе Олега Кудряшова — из их числа. «Ну что, бивни, поплыли?», — так обращается к своим девятиклассникам горе-педагог, выпивоха и неудачник, безработный биолог Виктор Сергеевич Служкин, устроившийся в школу географом.

Талантливого артиста Андрея Сиротина кто-то уже успел сравнить с Олегом Далем. Сравнение, конечно, на вырост, но что-то «далевское» в нем есть. Во всяком случае, своего Служкина он играет интеллигентным забулдыгой, хоть и дальним, но явным родственником Зилова из «Утиной охоты» и даже Печорина из «Героя нашего времени». «Лишний человек» — как написали бы ученики Служкина в своих сочинениях. Одним словом, ископаемый, каких больше нет.

Вероятно, потому Екатерина Гранитова и назвала свой спектакль «История мамонта»: роман Алексея Иванова, на котором он основан, называется «Географ глобус пропил». Действие происходит в большом уральском городе в начале 90-х. Свобода есть, денег нет, работу не найти... Глядя на своих наглых и наивных учеников, Служкин то и дело вспоминает собственное детство, одноклассников и сравнивает их с теми, в кого они нынче превратились.

Действие спектакля то и дело прерывается остроумными флеш-бэками: о похоронах Брежнева, когда ученик Служкин включил на траурной линейке «Феличиту» вместо похоронного марша; о первых дискотеках...

«Кудряши», как в народе называют учеников Олега Кудряшова, умеют все: петь, танцевать, играть на разных музыкальных инструментах и одинаково органично перевоплощаться то в советских школьников 80-х — корешей Служкина, то в его постсоветских учеников. Словом, большая вероятность, что каждый зритель узнает в этом спектакле сцены из собственного детства.