Одним из первых летнее затишье нарушил театр “Московская оперетта”, открыв 8 августа свои двери для зрителей. С 24 по 31 августа здесь пройдут показы одной из самых громких премьер прошлого сезона – мюзикла “Нотр-Дам де Пари”. О жанрах мюзикла и оперетты, а также о ближайших планах театра рассказывает директор “Московской оперетты” Владимир Тартаковский.

Как вы оцениваете степень зрительского успеха последней премьеры вашего театра – мюзикла “Нотр-Дам де Пари”?

– На мой взгляд, он ошеломляющий. Мы сыграли 33 спектакля при полных аншлагах, с драками в кассовом вестибюле, битвами за билеты и изумительными овациями. Считаю, что на сегодняшний день это наиболее масштабный проект мюзикла у нас в стране.

– Участие в проекте Вячеслава Петкуна добавило популярности представлению?

– Когда Филипп Киркоров играл в “Метро”, мало кто из стоящих в кассу посетителей спрашивал, выходит ли этот популярный певец на сцену, или в спектакле заняты Лазарев или Серебряков. Это имело значение только для небольшой части поклонников того или иного исполнителя. Точно так же, когда покупают билеты на “Нотр-Дам”, немногие интересуются, поет Петкун в этот день или нет. Ведь и другие исполнители этой роли - Валерий Еременко и Тимур Ведерников – тоже достаточно известны. Зрителю важно посмотреть “Нотр-Дам”.

– В спектакле участвуют артисты с разным уровнем профессиональной подготовки: кто-то получил классическое вокальное образование (Александр Маракулин, исполняющий Фролло), кто-то - Петкун, например – самоучка. Не мешает ли это слаженности актерской команды?

– В “Нотр-Дам” отбирались люди на конкретные роли, и таким образом получился ансамбль. Петкуна взяли не из-за популярного имени, а потому что он подошел на роль Квазимодо по своему менталитету, харизме, голосу, потенциалу. Его “угадали”, как и остальных участников спектакля, – в этом сказался профессионализм режиссеров. К слову, хочу заметить, Слава Петкун, в общем-то, совершил подвиг, рискнув попробовать себя на театральной сцене. И у него получилось. Если за десять дней до премьеры мы еще не были в нем уверены, то буквально за три дня что-то произошло, и он вырвался вперед всех исполнителей. Когда мы заканчивали блок премьерных спектаклей, Петкун стал одной из самых ярких фигур на сцене. Плюс его голосовые данные. Он за два – три месяца прошел тот путь, который люди проходят за пять лет обучения в высшем театральном институте.

– На сцене театра “Московская оперетта” сосуществуют два разных жанра – оперетта и мюзикл. Нет ли между ними конкуренции?

– В общем-то, эти жанры не такие уж и разные, а в театре даже спектакли конкурируют друг с другом, не говоря уже об актерах. Успеху “Марицы” могут позавидовать те артисты, которые в этом спектакле не заняты. В свою очередь артисты оперетты, не играющие в мюзиклах “Метро” и “Нотр-Дам”, возможно, сожалеют, что в этих проектах участвует, а исполнители мюзиклов не прочь играть оперетту. Такова актерская природа. Но, я как директор театра, не могу отделять одно от другого. Для меня это все – “Московская оперетта”, которая стала сегодня более популярной.

Пользуется сейчас жанр оперетты популярностью среди актерской братии? Молодежь идет к вам работать?

– С кадрами у нас проблем нет. Одаренные вокально и актерски молодые люди хотят исполнять серьезные, сложные партии. Сейчас и ГИТИС, и Академия им. Гнесиных, и консерватория готовят артистов к нам в театр. За последние несколько лет в нашу труппу пришла очень талантливая, перспективная молодежь. А сложности у нас те же, что и у всех театров оперы и оперетты во всем мире - дефицит хороших теноров и баритонов. Очень много замечательных девчонок-героинь. А вот ребят-героев – мало. Говорят, в Англии наоборот…

– Что нового увидят ваши зрители в открывшемся сезоне?

Это наш юбилейный сезон: в декабре театру исполнится 75 лет. К круглой дате мы подготовим праздничный гала-концерт. В конце ноября собираемся выпустить “Фиалку Монмартра” Имре Кальмана в постановке Алексея Горбаня, известного своими работами в Театре им. Евг. Вахтангова – “За двумя зайцами”, “Левша”, Театре им. Рубена Симонова – “На всю катушку!”, “Шерше ля фам” и другими. Следом на очереди – “Моя прекрасная леди”. Кто будет ее ставить, пока не знаю; возможно, Януш Юзефович, если успеет закончить проект, над которым сейчас работает. А летом хотим выпустить мюзикл “Ромео и Джульетта” с той же командой, что делала “Метро” и “Нотр-Дам”. Сейчас пишем либретто, скоро начнем проводить кастинг.

– Недавно правительство Москвы выпустило постановление о строительстве Театра мюзикла, куда должен будет переехать театр “Московская оперетта”. Чем это обусловлено?

– Дело в том, что здание театра на Большой Дмитровке рушится. Его надо полностью разбирать, укреплять фундамент, перестраивать: мы хотим расширить зрительный зал, пространство сцены, репетиционные помещения, сделать подземную парковку, словом, привести театр в соответствие с мировыми стандартами, при этом сохранив его архитектуру. Но куда девать труппу, пока будет вестись строительство? Артисты ведь не могут несколько лет сидеть без работы. Оптимальное решение – построить здание Театра мюзикла, переехать туда вместе со всеми нашими спектаклями – двумя мюзиклами и десятком оперетт, сделать полную реконструкцию здания на Большой Дмитровке, а потом “развести” эти два театра. В результате Москва получит две театральные площадки: на одной будут идти оперетты, на другой – мюзиклы. Последние – очень перспективное дело: зритель полюбил этот жанр, на нем растут артисты, появляются новые звезды.

– В какие сроки осуществится переезд?

– Все зависит от правительства Москвы – как оно подойдет к решению этого вопроса. Постановление вышло, земля отведена. При удачном стечении обстоятельств строительные работы могут быть завершены через два года, а к 2007 мы можем получить и новое здание театра на Большой Дмитровке.

– Что будет идти на сцене Театра мюзикла?

– Время покажет. Но на сегодняшний день Театр мюзикла, как я его представляю, это театр с тремя названиями: “Метро”, “Нотр-Дам” и “Ромео и Джульетта”.

– То есть мюзиклы других компаний там показываться не будут?

– У нас самих планов громадье… Сейчас бум мюзиклов, но ничего равного “Метро” и “Нотр-Даму” пока, к сожалению, не появилось. Можно рекламой заклеить весь город, но зритель в конечном счете разберется, где хороший спектакль, а где халтура. Я за то, чтобы было много мюзиклов. Главное, чтобы у нас артистов не переманивали. Пусть наши конкуренты сами их находят, как делаем это мы…

– Что за профессия сегодня – директор театра?

– Раньше судьбу театра определял главный режиссер. Сегодня настоящее и будущее театра в большей степени зависит от продюсера, в кого, по сути дела, превратился директор. Он определяет, что ставить и какая команда будет этим заниматься, где найти деньги на постановку и рекламную компанию. Словом, роль директора театра выросла, и это наблюдается повсеместно. Театральное дело надо вести так, как ведут хороший бизнес, при этом не забывая о его особой природе, в частности, о его склонности к некому консерватизму. Сохраняя консерватизм, двигать театр вперед – вот что должен уметь хороший директор.