Эти танцовщики - звезды первой величины, с которыми почитают за честь работать ведущие театры мира: Американский театр балета, “Ла Скала”, “Опера де Пари”, Хьюстонский балет, “Ковент-Гарден”. Им рукоплещет публика во всех частях света. У каждого из них свой стиль и темперамент. Они – воплощения разных стихий. А это и делает их танец неповторимым.

Владимир Малахов

У Малахова облик Нарцисса, но не характер. Его визитные карточки - легкость балетных полетов и благородство сценических манер. Увидев Малахова на сцене хоть раз, его уже ни с кем не спутаешь. Феноменального молодого танцовщика, о котором еще в период его учебы восторженно отзывались специалисты, когда-то не приняли в Большой театр из-за отсутствия у этого уроженца Кривого Рога столичной прописки. Словно в насмешку над глупыми советскими законами в 1988 году Малахов получил Гран-при Международного конкурса артистов балета в Варне, открыв этой наградой длинный ряд профессиональных призов: от аналогичной награды в Москве до престижнейшей парижской премии имени Сержа Лифаря. А в Японии он три года подряд признавался лучшим танцовщиком мира.

Большую часть жизни Владимир проводит в самолетах, перелетая из Вены в Нью-Йорк, чтобы оттуда отправится в Париж или Токио. Малахов - один из самых востребованных танцовщиков мира. Его межконтинентальное турне длится с 1990 года, когда он уехал в Европу по своему первому контракту, и по сегодняшний день, когда он не только танцует, но и выступает в роли хореографа, а с прошлого года возглавляет балет Берлинской оперы “Унтер ден Линден”. Слава богу, он пока находит время завернуть и на родину, чтобы порадовать нас своими выступлениями то в Мариинском театре (“Жизель” с Малаховым и Дианой Вишневой стала этапным спектаклем в истории этого старинного балета), то в Большом. Владимир просто создан для того, чтобы исполнять партии аристократических особ. В балетной истории XX века трудно найти еще одного такого кавалера де Грие или Онегина. Но, не смотря на это амплуа, его репертуар удивительно разнообразен. Лучшие современные балетмейстеры мира ставят спектакли специально для Малахова (“Ремансо” Ренато Занелла, “Без слов” Начо Дуато, “Выпей со мной” Марка Морриса). Будете в Европе, попытайте счастья - возможно, вы застанете Малахова в Вене. Или, по крайней мере, сможете увидеть “Бал-маскарад” в его постановке. А в Берлине можно насладится танцем русских балерин, приглашаемых Малаховым в Германию: петербуржанки Дианы Вишневой или совсем молодой москвички Полины Семионовой, только что заключившей трехгодичный контракт в Берлине. Если вам не повезет в Европе, то отправляйтесь за океан. Малахов регулярно выступает на сцене Американского балетного театра (АВТ) и занимается в нью-йоркской балетной студии в одном классе с Михаилом Барышниковым.

Алессандра Ферри

В одном из своих интервью Владимир Малахов, отвечая на вопрос: “Какие балерины вам наиболее интересны?”, назвал имя Алессандры Ферри. У нас мало знают эту темпераментную итальянку с черными глазами и необычайно выразительным лицом, хотя она - одна из наиболее знаменитых балетных примадонн мира.

В “Ковент-Гарден” она перетанцевала почти весь репертуар! Любящие Алессандру англичане наградили ее призом Лоуренса Оливье: возможно, это отличие для балерины дороже многих других, потому что дается за выдающиеся актерские достижения. У Ферри мало соперниц в так называемых “повествовательных” балетах – там, где пластикой нужно рассказать и сыграть какую-то историю. Ее танцевальные партии часто лишают сна многих российских танцовщиц: драматическая выразительность танца красавицы Алессандры отнимает у них возможность спрятать недостаток профессионализма за популярной формулой: “Да, у них на высоте - техника танца, зато у нас – его душа”.

Ферри родилась в Милане, начала учиться профессии в балетной школе при театре "Ла Скала", а закончила в школе Королевского балета Великобритании. Даровитую девушку тут же приметили американцы и пригласили в АВТ. И не просто так, а в партнерши самому Барышникову. Карьера Ферри была молниеносной: она признана во всем мире и везде находит путь к сердцам зрителей. В псевдоиндийской “Баядерке” она храмовая затворница Никия с бурлящими в душе страстями, поплатившаяся за нарушения религиозного запрета, в “Кармен” - немного вульгарная героиня любовной корриды; в историческом “Соборе Парижской Богоматери” - Эсмеральда, наивная царица средневекового Парижа. Знаменитый Франко Дзеффирелли экранизировал “Лебединое озеро” с Аллесандрой в главной роли. В моноспектакле “Человеческий голос” балерина осваивала экзистенциальные глубины Жана Кокто - балет о бездонности женского одиночества поставлен по его пьесе. Однажды Ферри сподобилась даже на роль Сатаны! Правда, она предстала в облике очаровательной соблазнительницы: таковы метаморфозы Князя тьмы в балете “Влюбленный дьявол”.

“Пассионарная сексуальность” - лишь один из многих эпитетов, которыми награждают ее журналисты. И не знаешь, что ей удается лучше: шаловливо-беспечная вначале и трагическая в финале балета Джульетта или девица Манон Леско, проходящая тот же путь, но при других обстоятельствах. Критики писали, что “крутейшие перепады эмоций” Ферри передает “так же рискованно и самозабвенно, как ее Манон ныряет с верхних поддержек в руки влюбленных кавалеров”. Чувствительные барышни достают носовые платки, когда смотрят на Ферри в балете “Майерлинг”. В этом английском спектакле, поставленном по реальным историческим событиям, она исполняет роль баронессы Марии Вечеры, возлюбленной кронпринца Рудольфа. Не признанная светским обществом невеста и наследник австро-венгерской короны в середине XIX века совершили двойное самоубийство.

Осенью этого года и москвичи получат возможность увидеть Алессандру Ферри: она выступит в Большом театре в составе балетной труппы “Ла Скала”.

Карлос Акоста

При взгляде на Акосту вспоминается фраза: “стройная фигурка цвета шоколада”. Карлос - кубинец, а его земляки славятся успехами в классическом балете. Когда он вращается, словно ввинчиваясь в пол, кажется, что включился вечный двигатель. Когда прыгает, непременно доводит прыжок до “точки кипения”: сначала накрутит всяческих сложностей в воздухе, а потом непринужденно приземлится, как будто не виртуозничал сверх всякой меры, а просто слегка подпрыгнул. Именно внешняя легкость, с какой мускулистый кубинец проделывает танцевальные кунштюки, и принесла ему успех. Сначала в Америке, в Хьюстонском балете, теперь и в Лондоне, где Карлос - премьер Королевского балета Великобритании.

Акоста делит время между Европой и Америкой, танцуя по обе стороны Атлантики все, что только можно танцевать. Кажется, понятие амплуа Карлосу незнакомо. Судите сами. Может ли один и тот же артист сегодня быть Дракулой в одноименном балете, а завтра - героем лирической “Золушки”? Для Акосты подобные перевоплощения - обычное дело. В его послужном списке много работ с хореографами-авангардистами: особую известность принесла Акосте партия в “Весне священной” Стравинского.

А впервые про способного мальчика узнали на международном конкурсе в Лозанне. Швейцарский смотр создан специально для выявления молодых дарований. Ученик балетной школы Гаваны Акоста в 1990 году получил здесь Гран-при. Но на лаврах почивать не стал - и в том же году завоевал еще один главный приз балетного конкурса, на этот раз в Париже. Через пять лет Акосту “настиг” приз принцессы Грейс в Монако, а газета “Нью-Йорк Таймс” назвала его самым восхитительным танцовщиком сезона.

В степени этой восхитительности год назад могли убедиться зрители Первого международного фестиваля балета в Мариинском театре. Акоста танцевал в “Дон Кихоте”. Кому, как не Карлосу, с его залихватским темпераментом, лепить героя “испанского” балета с помощью двойных “перекидных” оборотов в воздухе, исполнить которые кажется почти невозможным физически! Московские балетоманы тоже ждут в гости Акосту. Руководство балета Большого театра обещало нам его визит весь прошлый сезон: танцовщик должен был выступить в одном из балетов текущего репертуара. Но пока до Москвы Карлос не доехал, хотя Большой своих обещаний не отменяет. Даже пригласил осенью на свою сцену труппу Хьюстонского балета. Возможно, вместе с ней приедет, наконец, и Акоста. И столичные зрители смогут сравнить впечатления: ведь один раз Карлос в Москве уже побывал, правда, исполнил тогда лишь концертный номер. Но зато как! В па-де-де из балета “Эсмеральда” он предстал героем древнегреческого мифа. Одетый в звериную шкуру, его персонаж Актеон почтительно-настойчиво обхаживал богиню охоты Диану. И, разумеется, при этом летал до небес.

Аньес Летестю

Вот разительный контраст с танцем Акосты! Если в движениях кубинца словно воплотились европейские представления о бурном Юге, то в выверенных па француженки Аньес Летестю можно “прочесть” истинно галльский изящный рационализм. В танцевальной манере звезды Опера де Пари чувствуется та же "страстная бесстрастность", которую излучают готические соборы Франции. Именно так, без внешне открытых страстей, но с изумительным чувством линии Летестю трактует роль Одетты – Одиллии в “Лебедином озере”.

Уже через год после поступления в труппу Аньес продвинулась по многоступенчатой иерархии, принятой в парижской балетной “табели о рангах”: по результатам жесткого ежегодного конкурса из танцовщицы кордебалета превратилась в исполнительницу главных ролей. После партии Сирены в “Блудном сыне” она стала второй солисткой, а к 1997 году добралась до высшей ступени: после дебюта в “Лебедином” балерине присвоили звание “этуаль” - звезда. На всех этапах большого пути росло число хореографов, доверявших ей ведущие партии в своих балетах. Придирчивый Ролан Пети отдал Летестю партию Смерти в экзистенциальном балете “Юноша и Смерть”, а позже занял ее в премьере “Пассакальи” (этот спектакль поставлен сейчас на сцене Большого театра). Уильям Форсайт выбрал Аньес для возобновления в Париже балета “Посредине, немного на возвышении”.

Парижские балетоманы ходят в театр специально на Летестю: посмотреть на ее Гамзатти, холодно-коварную дочь раджи в нуреевской “Баядерке”, на танцы в спектаклях лучших постановщиков мира – Нижинской, Баланчина, Килиана, Бежара, Лакотта... Летестю знаменита тем, что с одинаковым успехом танцует и старинную романтическую “Жизель”, и авангардную - Матса Эка, где ее героиня одета не в милые “крестьянские” платьица или тюлевые туники, а в черно-коричневые дешевые тряпки современного производства, а во втором действии - в унылую смирительную рубашку.

Чаще всего Аньес танцует в паре с Хосе Мартинезом - блистательным премьером Опера де Пари. С ним Летестю не так давно выступала в Петербурге, их “Классическое па-де-де” на музыку Обера (когда-то созданное специально для демонстрации балетных умений профессионалов высшего класса) произвело фурор. Если вы еще не видели эту звездную парижскую пару, не теряйте надежды! В рамках своего проекта “Из Парижа - с любовью” Аньес и Хосе возят по всему миру балет “Вариации Улисса”, поставленный одновременно и по Гомеру, и по Джойсу.