В канун нового года мы решили вспомнить тех, кто в уходящем году, по нашему мнению, вышел на авансцену театральной жизни.

Римас Туминас
режиссер,
художественный руководитель
Театра им. Евг. Вахтангова

Абсолютный лидер уходящего года. Прошлой весной театральную общественность взбудоражили слухи о том, что министерство культуры России не будет продлевать контракт с литовским режиссером — напомним, на пост худрука Театра им. Вахтангова Туминас был назначен в 2007-м. Но после того как режиссер показал свой новый спектакль «Дядя Ваня» министру культуры Авдееву, вопрос о продлении контракта отпал сам собой. По общему мнению, «Дядя Ваня» Туминаса — лучший спектакль этого сезона. Сделать такого пронзительного Чехова давно никому не удавалось — это история про злых и по-детски эгоистичных людей, которых к финалу спектакля становится жалко до слез. Кстати, предыдущая премьера театра — спектакль Туминаса «Троил и Крессида» — выдвинута на «Золотую маску», куда вахтанговцы не попадали очень давно. Литовская режиссура опять спасла русский театр.

Сергей Маковецкий
актер
Говорят, у каждого времени свой Гамлет. Дядя Ваня тоже у каждого свой. Есть основания полагать, что от театра нашего времени останется именно этот персонаж Маковецкого — ребенок, постаревший до срока, застенчивый и нелепый клоун, прозевавший свою жизнь. В упор целясь в профессора Серебрякова, этот дядя Ваня все равно стреляет мимо — такие, как он, убивать физически не могут. Если хотите знать, что такое большой актер сегодня — посмотрите на Маковецкого.



Роза Хайруллина
актриса
Эта легендарная актриса много лет работала в Казани, потом в Самарском театре «СамАРТ». Только благодаря ее участию спектакли этого театра становились номинантами «Золотой маски». Чулпан Хаматова признается, что в юности простаивала часами под дверью Казанского ТЮЗа — лишь бы увидеть Розу... Прошлой весной Олег Табаков пригласил Розу Хайруллину в свой театр-студию на улице Чаплыгина (в просторечии — «Табакерка»). Как она играет святошу и ханжу Мурзавецкую в спектакле Константина Богомолова «Волки и овцы» — надо видеть обязательно.

Ирина Керученко
режиссер

Ученица Камы Гинкаса посягнула на святое. Мало того, что она поставила Достоевского — любимого и, кажется, главного автора Гинкаса. Так еще и не боится соперничества с самим Львом Додиным. Рассказ Достоевского «Кроткая» у всех театралов до недавних пор ассоциировался только с легендарным спектаклем Додина с Олегом Борисовым в главной роли... От сопоставления с двумя корифеями современного театра можно упасть в обморок. Но Керученко не только не упала, но еще и умудрилась создать очень хороший спектакль с артистами Игорем Гординым и Еленой Ляминой. Так что одним хорошим режиссером в Москве в этом году стало больше.

Екатерина Карпушина
актриса
Высокая, статная, с крупными чертами лица и низким голосом Карпушина — бывшая звезда театра Романа Виктюка — в спектакле Камы Гинкаса играет не столько Медею, сколько суть и плоть трагедии. В тот момент, когда она — растрепанная и безумная — режет горло своим новорожденным детям — даже видавшие виды театральные критики теряют дар речи. Такой умной, глубокой и современной интерпретации античного сюжета давно не появлялось. Столь сильной и умной актрисы — тоже.


Леонид Десятников
композитор, музыкальный руководитель Большого театра
Один из главных ныне живущих композиторов России. Его опера «Дети Розенталя», поставленная в Большом театре в 2005 году, каких только оплеух не собрала — вплоть до обвинения в порнографии (еще бы, либретто к «Детям» написал Владимир Сорокин). В сентябре этого года Десятников был назначен музыкальным руководителем Большого театра. И теперь вся страна ждет обновлений. Десятников пообещал убрать из Большого лишнюю риторику, добавить новую музыку и русскую классику. Прославился открытостью, которая обезоруживает самых злобных недоброжелателей.

Дмитрий Черняков
оперный режиссер
По сравнению с прошлым годом, когда лучший в России оперный режиссер Черняков поставил три блокбастера в Милане, Берлине, Новосибирске и Париже, в 2009-м он просто отдыхал. Но «отдохнул» при этом блестяще. «Воццек» Альбана Берга в его постановке стал первым крупным успехом Большого театра в оперном репертуаре ХХ века. По слухам, Черняков закатил настоящую истерику менеджменту театра, чтобы все его требования к постановке выполнялись беспрекословно.


Екатерина Щербаченко
оперная певица
У молодого сопрано Большого театра — судьба Золушки. После Рязанского музыкального училища попала в Московскую консерваторию, а, едва выпорхнув, стала объектом интереса двух китов столичной сцены — Музыкального театра им. Станиславского и Большого театра. В первом она спела трудную моцартовскую Фьордилиджи в опере «Так поступают все женщины». А в Большом на сегодня поет Наташу Ростову и Татьяну, а также сопрановых героинь из «Турандот», «Богемы» и «Кармен». В этом году Екатерина была названа «Лучшей певицей мира» на престижном оперном конкурсе, который проводится корпорацией BBC в столице Уэльса Кардиффе.

Наталья Осипова
балерина
 В балет она пришла из гимнастики, и на сцене это видно: прыжки выше, туры острее, чем у обычных балерин, на общем рисунке танца — легкий спортивный налет. Однако главное, что выделяет Наташу Осипову — откровенное удовольствие, которое она получает от танца. Мало кто из профессионалов на это способен, особенно в «ходовых» спектаклях вроде «Дон Кихота». Звездный набор качеств вполне замечают — у Осиповой есть «Золотая маска» и другие престижные премии. А в этом сезоне ее всерьез оценили и за океаном — с подачи хореографа Алексея Ратманского у ведущей солистки Большого персональный контракт с American Ballet Theatre.

Василий Бархатов
режиссер
Долговязый 26-летний блондин с всколоченной челкой как будто повторяет карьеру знаменитого Дмитрия Чернякова: он ставит преимущественно в Мариинском театре, понимая, что это оптимальный путь на оперный Олимп. По каким соображениям Валерий Гергиев стал доверять масштабные постановки зеленому юнцу (свой первый спектакль в Мариинском театре — оперетту Шостаковича «Москва, Черемушки» — Бархатов поставил в возрасте 22 лет), осталось тайной. Однако надежды он оправдал на 100 %. После «Москвы, Черемушек», «Енуфы» Яначека и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза он сдюжил даже «Братьев Карамазовых» Смелкова, и останавливаться, похоже, не собирается. Только что в театре Пушкина прошла шумная премьера — Бархатов поставил «Разбойников» по Шиллеру, первый немузыкальный спектакль в его карьере.