Юрий Соломин вышел на сцену в новой роли — сыграл Мольера в пьесе «Кабала святош». «Ваш досуг» расспросил худрука Малого театра, отчего имя Михаила Булгакова только сейчас появилось на афише старейшего театра страны.

Юрий Мефодьевич, почему Булгакова прежде не ставили в Малом?

Не было необходимости, а сейчас мы почувствовали, что в репертуаре не хватает пьесы о самом театре — о закулисных интригах, об отношениях театра с властью. Моделью такого театра для нас стала мольеровская труппа, блестяще описанная у Булгакова.

Вам, наверное, грех жаловаться: в Малом театре одна из лучших трупп...
Актерам здесь ой как непросто! Я вовсе не жалуюсь, но у нас перед спектаклем часто вызывают «Скорую». Любой эмоциональный всплеск — и давление уже за двести двадцать. Какая может быть после этого работа? Но актер посылает всех к чертовой матери и идет играть. Вот эта тема меня и грела, когда мы готовили спектакль.

Мольер Булгакова — немолодой, измученный человек. А вы чувствуете возраст? Возраст — это в первую очередь опыт. Сейчас говорят, надо молодежь везде продвигать, назначать на ответственные должности, а я не согласен. Если кого-то в 25 лет назначить художественным руководителем театра — он не потянет. Вот ведь чтоб стать хирургом, нужен опыт, так и у нас...

Вы много лет преподаете в Щепкинском училище. Талант сразу отличите?

Да, сразу. На экзаменах абитуриент должен прочитать стихи, басню и прозу. Для меня достаточно услышать прозу, потому что басня — это характер, стихи — мелодика речи, а проза — это чувства. Когда вы поняли, что у вас у самого есть талант? Когда проработал в театре не один десяток лет и со мной стали здороваться на улице — причем не со злыми, хмурыми взглядами, а наоборот.

К коллегам ходите на спектакли?

Недавно был в «Ленкоме» — смотрел «Вишневый сад». Знаю, что на все постановки Марка Захарова или Петра Фоменко можно ходить. С остальными — сложнее.

Авангардные постановки вам, наверное, не нравятся?

Я все время говорю: «Объясните мне, что такое авангард». Если актер, хоть голый, хоть в валенках, играет, а я ему сопереживаю — это здорово. На сцене должен быть создан образ и, как результат, возникнет сопереживание зрителя. Современные же мыльные оперы разрушают профессию актера. Мне скоро 75 (18 июня 2010 — «Ваш досуг»), и терять мне нечего, я могу говорить то, что думаю. И я хочу помочь! Ко мне обращаются на улице, ко мне обращаются актеры провинциальных театров, которые находятся в очень сложном положении. Я абсолютно уверен — возрождение театра придет из провинции. Потому что там другие люди. Другие традиции. Другие актеры.