Что можно увидеть в новом театральном сезоне

Полтора месяца наскучившего затишья, и театры столицы снова открывают двери. Пришло время познакомить всех заинтересованных с репертуарными планами ведущих театров Москвы. Благо, таковые есть. Равно, как есть и немало событий, способных вызвать у театральных гурманов самые сладкие грезы.

Неприятной особенностью нового сезона станет отсутствие фестиваля "Золотая Маска". Руша на корню восьмилетнюю традицию, дирекция "Маски" решила провести фестиваль в Санкт-Петербурге, которому в следующем году исполнится 300 лет. Впрочем, москвичам все же обещают в середине апреля показать некоторые наиболее важные спектакли из петербургской афиши. Какие - пока не ясно, так как экспертный совет закончит работу только в январе. "Предательство" "Маски" искупится V Международным чеховским фестивалем, который стартует в мае 2003 года

Московский Художественный театр им. Чехова

Приобретения. Труппа МХАТа, которую Олег Табаков собирает на манер дорогой коллекции, пополнилась тремя известными актерами: в декабре в Москву перебирается Константин Хабенский (его друг и коллега Михаил Пореченков, который тоже получил от Табакова предложение, пока остается в Петербурге). Уже вводится в мхатовские "Чайку" и "Амадея" Петр Семак, в прошлом ведущий актер театра Льва Додина. Из "Современника" в труппу МХАТа перешел Валерий Хлевинский.

Петербуржцы в Москве. Начиная с сентября снова играть Зилова в "Утиной охоте", Константин Хабенский параллельно готовит главную роль в "Фаусте" Кристофера Марло, который будет ставить во МХАТе Кирилл Серебренников. В совместных планах МХАТа и Серебренникова – пьеса "Терроризм" братьев Пресняковых, драматургов-экстремальщиков из Екатеринбурга, знаменитых своими скандальными, ядовитыми, жестокими драмами.

Неожиданность. Виктор Гвоздицкий получит в этом сезоне две завидные роли из недр русского символизма. На Малой сцене он сыграет жутковатого провинциального учителя-убийцу Передонова. Спектакль Николая Шейко по роману Федора Сологуба "Мелкий бес" будет называться по-голливудски – "Тварь". В конце октября Гвоздицкий впервые предстанет перед публикой в роли Тота из пьесы Леонида Андреева "Тот, кто получает пощечины", где христианские мотивы причудливым образом сочетаются с драмой из жизни цирка.

Новая драма. Уже в третий раз тексты писательницы Людмилы Улицкой попадают на театральную сцену. Во МХАТе Марина Брусникина, постановщик астафьевского "Пролетного гуся", одного из самых ярких спектаклей минувшего сезона, ставит "Сонечку" Улицкой. Это история жизни странной женщины, которой удалось всех своих близких сделать счастливыми.

Самые "большие" артисты МХАТа Александр Семчев и Вячеслав Невинный сыграют в спектакле Евгения Каменьковича "Горячее сердце" по пьесе Островского.

Открытие сезона. 2 сентября МХАТ откроется "Кабалой святош". Касса театра начинает работу с 3 августа.

"Сатирикон" им. Аркадия Райкина

Хит сезона. Об этом можно только мечтать – невообразимое сочетание имен! "Собачье сердце" Михаила Булгакова. Режиссер Владимир Машков, весьма преуспевший на этом поприще. Константин Райкин в роли Шарика и позже, стало быть, Полиграфа Полиграфовича. Профессор Преображенский - Сергей Юрский. Не перестаешь удивляться Райкину, который, сыграв столетнего старика Тодеро, взялся теперь за еще более экзотическую роль. Машков решил поспорить со всенародно любимым фильмом Владимира Бортко, который навечно, кажется, слил образ Преображенского с Евгением Евстигнеевым, а Швондера – с Романом Карцевым. И все же нет сомнений, что спектакль получится, – в нем собраны самые полезные для успеха ингредиенты. Разумеется, ради такого случая "Сатирикон" готов и разориться – бюджет спектакля побьет все предыдущие рекорды. Владимир Машков, наш человек в Голливуде, не может обойтись без голливудских эффектов. Один из секретов спектакля нам уже выдан: в последней сцене Шариков будет обрастать собачьей шерстью прямо на глазах у зрителей.

Проекты Райкина. Константин Аркадьевич в этом сезоне сам выпустит "Доходное место" Островского с Юрием Лахиным, Григорием Сиятвиндой и Денисом Сухановым. Райкин задумывается и над новым мюзиклом: уже известно, что это будет "Снегурочка".

Открытие сезона: 17 октября.

Малый театр

Хит сезона. Один из самых интересных режиссеров Москвы Сергей Женовач продолжает сотрудничество с Малым театром, который так подходит натуре режиссера, способного создать нечто выдающееся в рамках изрядно забытых традиций. После удачного "Горя от ума" Женовач ставит не слишком известную пьесу Островского "Правда хорошо, а счастье лучше". Музыку пишет Григорий Гоберник, репетируют Василий Бочкарев, Евгения Глушенко, Людмила Полякова, Глеб Подгородинский, Александр Клюквин. Премьера в декабре.

Неожиданность. Юрий Соломин сыграет главную роль в собственной постановке по водевилю Петра Каратыгина "Чудак-покойник, или Таинственный ящик". Главный герой водевиля – актер, которого всегда и везде освистывают, а он, влюбленный в сцену, тщетно мечтает открыть свой театр. Интересно, что сюжет пьески первой трети XIX века чудным образом совпадает с сюжетом современной драмы Бернхарда “Лицедей”, в которой блистает на сцене "Табакерки" Андрей Смоляков. Правда, в отличие от "Табакерки" в Малом сыграют не трагедию, а комедию или в лучшем случае мелодраму.

Потери. Театр еще не решил, останутся ли в репертуаре спектакли Виталия Соломина: и в "Свадьбе Кречинского", и в "Иванове" он играл главные роли.

Гастроли. В ноябре на сцене Малого театра сербские актеры из Национального театра Белграда сыграют чеховскую "Чайку".

Открытие сезона. 5 сентября. В этот день традиционно играют пьесу Алексея К. Толстого "Царь Федор Иоаннович".

Ленком

Опять Островский. Мария Миронова и Александр Збруев сыграют в новом спектакле Марка Захарова и Юрия Махаева по пьесе Александра Островского "Последняя жертва". В будущем сезоне, похоже, Островский снова войдет в моду. К пьесы создателя национального репертуара в XX веке театры обычно обращались в наиболее кризисные точки своего развития. Клич наркома культуры Анатолия Луначарского "Назад к Островскому" ознаменовал в 1920-х начало освоения классики "эпохи царизма" средствами современного театра, наработанными на революционных пьесах. Обращение к Островскому в 60-70-е - это попытки разобраться в вечных нравственных вопросах. Страсть к классику в начале 90-х связывали с его особой мелодраматичностью – той сентиментальной трогательностью, которой как раз не хватало измученной, ежегодно перестраивающейся стране. От чего столичные театры спасаются на этот раз, нам еще предстоит выяснить на примере целой серии постановок в самых крупных труппах Москвы.

Эксперимент. В одном спектакле Марк Захаров объединит две антитоталитарные европейские пьесы: "Эвридику" Жана Ануя и "Ночной разговор с палачом" Фридриха Дюрренматта. Спектакль будет называться "Метаморфозы".

Открытие сезона: в октябре

Театр на Юго-Западе

Новая драма. Открывая сезон премьерой, Валерий Белякович 10, 11 и 12 сентября представит экстремальную пьесу Олега Шишкина "Анна Каренина 2". Анна осталась жива после катастрофы, и заботливый Алексей Каренин купил супруге алмазный глаз, протез правой руки и левой ноги. Приведен в негодность и любовник Вронский, искалеченный на балканской войне. Идиот Каренин пишет роман о торжестве карающей справедливости. Анна все равно гибнет, на этот раз от шока на просмотре немого фильма "Прибытие поезда". Пьесу Шишкина уже поставил Владимир Епифанцев в Таллинском русском театре – спектакль недавно гастролировал в Москве на фестивале "Новая драма".

Театр п/р Олега Табакова

Новая драма. Беспрецедентный случай: в Москве будет поставлена современная немецкая пьеса "первой свежести", которая едва только начала покорять Европу. Один из самых ярких режиссеров-дебютантов прошлого сезона Миндаугас Карбаускис ставит с Андреем Смоляковым драму "Синхрон" Томаса Хюрлимана. В пьесе действуют два героя – писатель в непрерывном творческом кризисе и актриса-неудачница, "нашедшая себя" в озвучке порнокино. Актрисе важно, чтобы ее голос совпал с чужим изображением. И ей это удается – чего не скажешь о мастерстве попадать в синхрон со своей жизнью. Этот проект является неотъемлемой частью предстоящего V Чеховского фестиваля, где в специальной программе молодые режиссеры будут представлять новую европейскую драму.

Петербуржцы в Москве. "Табакерка" готовит спектакль, который явился бы для театра таким же коммерчески успешным, как машковский "№ 13" для чеховского МХАТа. Это будет легкая итальянская пьеска об адюльтере "От четверга до четверга". Ее ставит Олег Табаков вместе с Александром Назаровым. Классический любовный треугольник: респектабельный муж, жена-красавица и молодой детектив, приставленный следить за моральным обликом жены. Последние двое, как водится, очень быстро находят общий язык. Дебют на московской сцене Петра Семака, в прошлом ведущего актера петербургского МДТ. Премьера – 10 и 11 сентября в ДК МЭЛЗ.

Петербуржцы в Москве. Пьеса "Копенгаген" – на троих, и сыграют в ней три блестящих актера: Ольга Яковлева, Олег Табаков и Борис Плотников. Любовную историю об отношениях двух великих физиков XX века Нильса Бора и Вернера Гейзенберга и одной женщины написал Майкл Фрейн, в прошлом, говорят, английский разведчик. Режиссер - Темур Чхеидзе из Санкт-Петербурга.

Новое здание. Театр Табакова приступил к строительству новой сцены на 300 мест, которая будет располагаться во дворе "Табакерки" под землей.

Открытие сезона. 7 сентября сыграют последнюю премьеру театра - "Лицедей" с Андреем Смоляковым в главной роли.

Et cetera

Хит сезона. Роберт Стуруа делает с Александром Калягиным моноспектакль – знаменитую "Последнюю ленту Крэппа". Вслед за Райкиным Александр Александрович репетирует возрастную роль. Мастер абсурда Сэмюэль Беккет повествует о последних днях глубокого старика. Перед ним - коробка с магнитофонными лентами - старик имел обыкновение ежегодно записывать свои жизненные впечатления. Перед смертью он слушает записи и за два часа проживает снова свои несколько десятилетий. Изумительная пьеса о власти времени и тщете человеческого существования.

Петербуржцы в Москве. 27 сентября режиссер из Петербурга, лауреат "Золотой Маски" Григорий Дитятковский дебютирует в Москве с мистической пьесой Августа Стриндберга "Игра снов". Оформит спектакль Эмиль Капелюш – также петербуржец и также лауреат "Золотой Маски".

Центр им. Мейерхольда

Эксперимент. Молодой режиссер Николай Рощин, автор знаменитых "Пчеловодов" и "Короля-оленя", выпустит на сцене театра спектакль по средневековым немецким фарсам, где продолжит осваивать барочную культуру северной Европы. Литературная основа – антология памфлетно-фарсовых текстов о дураках: "Похвала глупости" Эразма Роттердамского, "Корабль дураков" Себастьяна Бранта, народные немецкие шванки о дураках, фастнахшпили Ганса Сакса. В оформлении задействованы фрагменты офортов Калло и гравюр Дюрера.

С января ЦИМ запускает Античную театральную программу, а это значит, что в ближайший год нас ждут постановки античной драмы и комедии.

Театр им. Ермоловой

Бенефис. Сергей Безруков, несколько сезонов подряд игравший в этом театре белокурого гения Сергея Есенина, в сентябре покажется впервые в роли смуглого африканца Александра Пушкина. Пьесу "И жизнь, и слезы, и любовь…" пишет отец Сергея, Виталий, он же ставит театральную летопись последних лет жизни поэта. Разумеется, сюжет вертится вокруг пикантных причин, приведших Пушкина к барьеру. С неоправданным пафосом открытия Виталий Безруков трактует исторический сюжет так: царская Россия расправилась с поэтом потому, что за Натальей Николаевной волочился император Николай I. Безрукову на румяный лик лепят пушистые бакенбарды и красят кудрявые волосы в черный цвет. Премьеру сыграют 10 и 11 сентября.

Независимый театральный проект

Новая драма. С 5 октября в Москве будет играться пьеса, которая последние два года собирала невиданные аншлаги в Париже. Называется "Ladies night" (переводе "Ночь женщин") с подзаголовком, который часто встречается в женских ночных клубах: "Только для женщин". И действительно: в финальной сцене спектакля настоящий мужской стриптиз будут показывать известные актеры – Марат Башаров, Гоша Куценко, Валерий Яременко, Дмитрий Марьянов, Вячеслав Разбегаев и другие. Шьются 100 костюмов. Спектакль ставит режиссер Виктор Шамиров, чья скандальность затмила рекорды Андрея Житинкина и Романа Виктюка.

Театр Российской армии

Батальный мюзикл. Армейский театр желает затмить все прочие мюзиклы новой монументально-патриотической постановкой в лучших традициях Театра Советской армии, когда на сцену выползали танки и самолеты в натуральную величину. Военно-историческое шоу имеет под собой литературную основу в виде "Севастопольских рассказов" Льва Толстого и будет называться или "Севастопольский марш", или "Ура, Севастополь!" На сцене одновременно будут находится 70 человек, создавая эффект массовых сцен, а музыку к спектаклю пишет известный композитор Андрей Петров. Режиссер – Борис Морозов.

 

V Чеховский фестиваль

Гастроли. Начнется в мае, окончится в июне. Два месяца вместо традиционных четырех – не сбавление темпа, но исключительная концентрация театральных событий во времени. После театральной Олимпиады, заменившей IV Чеховский фестиваль, Москва не может обойтись без буйства уличных и клоунских театров – и такую программу площадных действ непременно обещают устроить и в предстоящее лето. Среди хитов драматической программы уже названы "Войцек" Боба Уилсона, "Ревизор" Томаса Лангхофа, "Прекрасная мельничиха" Кристофа Марталера и спектакль о Шостаковиче "Шум времени" от именитого театра "De Complicité". Первые имена мирового театра плюс лучшие спектакли российского производства - гремучая смесь соперничества, обожания и корпоративного равенства.

Фестиваль "NET – Новый европейский театр"

Гастроли. Четвертый фестиваль нового европейского театра стартует в ноябре "Дядей Ваней" Петра Лебла - последним спектаклем главы чешского театра "На забрадли". Несколько лет назад Лебл окончил жизнь самоубийством едва ли не шутовски, срежиссировав в посмертной записке процесс своих похорон и ход панихиды, и оставил нам странный, загадочный спектакль-завещание по своему любимому автору - Антону Чехову. Закончится NET большими гастролями классика современного танца Жозефа Наджа (Национальный хореографический центр в Орлеане), который покажет балеты "Войцек" и "Время падения". По традиции NETa новую московскую премьеру на фестивале представит Евгений Гришковец – какую, еще не ясно. На фестивале ожидаются "Психоз" поляка Яржины, сербский "Процесс" по роману Кафки и танцевальная программа английского хореографа Акрама Хана.