Заглавного героя в премьерном «Мольере» Малого играет Юрий Соломин. «Ваш досуг» решил выяснить, почему за эту роль так часто берутся худруки театров.

Пьесу о Мольере (первое название — «Кабала святош») Михаил Булгаков писал с 1929-го по 1936 год, пребывая в затянувшейся опале у советских чиновников и почти не надеясь, что она увидит свет рампы. Так и произошло: в 1936 году спектакль, который шел во МХАТе, закрыли после семи представлений. Нет сомнений, что в образе великого Мольера, сражавшегося с толпой двуличных святош, которые натравливали на него власть в лице Людовика IV, Булгаков отчасти изобразил и самого себя, и свои отношения с советской властью и лично Сталиным.

В 1966-м в театре «Ленком» пьесу поставил молодой Анатолий Эфрос. Роль Мольера получил Армен Джигарханян. Однако Эфроса словно преследовала судьба самого Булгакова: из «Ленкома» его уволили, спектакль вскоре перестал существовать. В 1973-м Эфрос вернулся к этому сюжету на ТВ, объединив пьесу Булгакова с пьесой Мольера «Дон Жуан». Телеспектакль назывался «Всего несколько слов в честь господина де Мольера». На роль Мольера (он же слуга Дон Жуана Сганарель) Эфрос позвал главу самого передового, а значит, самого опального театра — худрука «Таганки» Юрия Любимова.

Не лишний факт: Людовика IV и Дон Жуана в том спектакле играл молодой красавец Александр Ширвиндт. Сцену, в которой опальный Мольер-Любимов, почти теряя сознание от постигших его бед, пытается сохранить достоинство перед унижающим его королем, забыть нельзя. Любимов бесстрашно сыграл в этой роли все то, что ему приходилось испытывать, обивая пороги партчиновников и отстаивая Таганку: страхи и соблазны, которые подстерегают художника, сталкивающегося с властью.

Через десять лет, уже во время Перестройки, Мольера в спектакле Адольфа Шапиро «Кабала святош» сыграл худрук МХАТа Олег Ефремов, только что переживший раскол театра. Не удивительно, что главной темой роли стала борьба с соратниками и предательство близких с виду людей.

Людовика играл Иннокентий Смоктуновский. Сцена, в которой Мольер, получивший приглашение Людовика к ужину, позабыв про этикет, яростно рвет руками воображаемую курицу — в то время, как монарх изысканным движением подносит ко рту вилку, тоже вошла в легенды. Через четверть века, в 2001-м, эту же роль исполнил Олег Табаков, принявший после смерти Ефремова руководство его театром и позвавший Шапиро сделать во МХАТе новую версию «Кабалы святош». Но второй раз чуда не случилось.

В то, что Мольер Табакова руководит театром, поверить было легко, а в то, что он готов бороться с властью и глубоко несчастен — очень трудно. Не спасала даже Марина Зудина в роли бывшей возлюбленной и ведущей актрисы Мольера. Вывод напрашивается сам собой: успех «Кабалы святош» всегда зависел от того, насколько исполнитель главной роли мог отождествить свою жизненную ситуацию с перипетиями судьбы Мольера. И вот вам пример.
Ровно год назад в Театре Сатиры появился «Мольер» Юрия Еремина. Не бог весь как решенная постановка все же стала одной из заметных премьер. Почему? Потому что главную роль сыграл Александр Ширвиндт. Сыграл о том, как усталый, растерявший былой шарм великий комедиант пытается справиться с труппой, с толпой бывших любовниц, с вереницей сплетен. Доказать всем, что он остался верен самому себе. Тому, кого Анатолий Эфрос считал одним из самых талантливых актеров поколения.

Вроде бы логично, что Мольера в премьере Малого театра играет Юрий Соломин. Дуэт Мольера и Людовика (Борис Клюев) в спектакле выглядит достойно и профессионально — так, как и должен выглядеть бенефисный дуэт народных артистов. Но той пронзительной боли, которая возникает от совпадения судеб Мольера и исполнителя, в нем нет. Впрочем, в Малый театр зритель ходит не за этим.