Команда под руководством Татьяны Тарасовой намерена поставить «Щелкунчика» на коньки.

К решению амбициозной задачи привлечены лучшие театральные и спортивные силы. «Ваш досуг» побывал на репетиции и убедился, что под Чайковского можно петь песни и прыгать тулупы.

В два часа дня в съемочном павильоне на «Соколе» ни души: даже охранник, сидящий в будке у кромки льда, куда-то исчез — беспокоиться нечего, лед не унесут. На самом деле участники ледового музыкального спектакля «Щелкунчик» уже давно в сборе и пока греются в теплых комнатах наверху. Несколько человек уже успели заболеть от слишком плотного, с утра до ночи, общения со льдом. Но вообще творческая группа шоу отличается героизмом — на черновой прогон с Татьяной Тарасовой художник-постановщик Зиновий Марголин пришел с костылем (месяц назад он сломал ногу). Тарасова собрала всех перед своим отъездом в Японию — неделю будут работать без нее, так что всем необходимо получить последние ЦУ.

Режиссер-постановщик Нина Чусова выглядит довольной и очень спокойной, хотя сроки производства столь масштабного шоу, как «Щелкунчик», неподготовленному человеку могут показаться авральными: до премьеры остался месяц, а репетируют всего три недели. Чусова в команде и вовсе третий день — в понедельник у нее была премьера в ее новом «Свободном театре», а во вторник она уже взялась за «Щелкунчика». «Вы на коньках-то кататься умеете?» — спрашиваю ее. «Нет и не готова! — глаза у Чусовой блестят, и возникает подозрение, что на коньки она все-таки встанет. — Хотя я уже думаю — а не завести ли мне в театре и лед?».

Мы сидим в проходной комнате, через которую постоянно носятся молодые люди в полуспортивной одежде. Чусова рассказывает, что на кастинге они с Тарасовой утвердили исполнителей ролей практически единогласно: «Мы не разошлись во мнении вообще, хотя я ничего не понимаю в катании. У нас в театре таких красавцев, как фигуристы, нет — дайте их нам! Ну реально голливудская внешность почти у всех, и притом они очень талантливые».

В какой-то момент через комнату, иллюстрируя пассаж Нины, бредут примечательные персонажи — Лена Йованович и Сергей Розанов — исполнители главных ролей Мари и Франца. Лена катается в ледовых шоу больше шести лет, Сергей — два года. В последний раз они вместе выступали в шоу Ильи Авербуха «Спящая красавица». Вид у них цветущий, но они скромничают и сетуют на сложность постановки: на сцене надо быть на протяжении всего спектакля, столпотворение персонажей на льду достигает беспрецедентного количества — 25 человек.

Всего в постановке занято 32 фигуриста, которые будут исполнять несколько разных ролей — им придется молниеносно переодеваться в более чем 200 костюмов! «С Татьяной Анатольевной очень интересно работать, но время летит страшно быстро: приходишь утром на репетицию, и вдруг раз — уже вечер», — меланхолично изумляется Сергей. Вежливо попрощавшись, красавцы удаляются и уже через пару минут решительно рассекают на льду, все так же держась вместе, как и на «суше». «Сушей» Нина Чусова называет все то, что не лед. «Положите мячи на сушу — это снеговики», — советует она в микрофон расхватавшим мячи для фитбола фигуристам. Хореограф Ирина Тагаева машет рукой, призывая исполнителей ролей «взрослых» надеть желтые майки, «девочек» — красные, а «мальчиков» — синие.

Только Франц и Мари остаются в черном и медитативно кружатся, будто не замечая ничего вокруг. Вокруг них со страшной скоростью носятся цветные майки — разминка в самом разгаре, периодически кто-то выпрыгивает в тулуп или ритбергер, и возникает полное ощущение, что ты на чемпионате, например, Европы, где всех надо обскакать и объехать. Перед выходом на лед Чусова репетирует на «суше» драматическую составляющую: помимо сложных спортивных элементов, всем придется много работать «лицом», поскольку в шоу говорят и поют. И Нина должна сделать так, чтобы имеющийся в ее распоряжении мастер спорта по фигурному катанию выступил как полноценный театральный артист.

«Странно, что балет на льду „Щелкунчик“ до сих пор не ставили: в сюжете действительность мешается со сном, скользит из одной ипостаси в другую — и движение, скольжение по льду очень отвечает этой сказке», — говорит Чусова. Сценарий Нина писала сама, и он очень близок к гофмановскому тексту — на льду мы увидим скорее европейскую сказку, хотя музыка Чайковского давно сделала для нас эту историю русской.

Декорации, которые нарисовал художник-постановщик Зиновий Марголин, тоже вполне европейские: гигантский город, который будет стоять посреди катка, — вылитый Амстердам. Пока место города на льду обозначает черный прямоугольник — все должны кататься строго вокруг него. «Не наезжайте на дома!» — рекомендует хореограф.

Пока фонограммы нет, все катаются под голоса Алексея Иващенко, написавшего песни, и его дочери — возникает полное ощущение, что Чайковский «заговорил». Почти на каждого «мальчика» и «девочку» полагаются «родители», которых, увы, не хватает. «Усыновите, пожалуйста, эту пару!» — просит Нина. «Усыновленные» с готовностью обнимаются с «родителями», но тут же норовят от них смыться и поиграть в снежки — обмотанные скотчем комки бумаги. «Папа с мамой — приготовьтесь!» — командует Нина. И они начинают кружиться вокруг елки. «Как же мне не волноваться!» — «говорит» мама. — Франц может сесть за стол с грязными руками! «Но, кажется, волнуется она совершенно напрасно. И за Франца, и за Мари, и за Чусову, и за Тарасову — тоже волноваться не стоит — потому что они слишком хорошо знают свое дело. Можно, разве что, подержать кулачки в ожидании декабрьской премьеры.

«Щелкунчик на льду», ДС «Лужники», 18, 19, 22, 26, 30 декабря