Время действия рубеж XIX-XX веков

Про что После смерти отца сын находит письмо, которое открывает ему семейную тайну. Злодейкою оказывается мать, угнетавшая детей и изменявшая отцу со своим зятем. Пеликан – это образ матери; согласно легенде, эта птица вскармливает детей своей кровью. Кровь - символ зла, передающегося из поколения в поколение. Дети решают мстить матери и… продолжают бесконечную цепь преступлений.

И все же спектакль - не триллер, а символистская драма-притча. Шведский драматург Август Стриндберг имеет репутацию женоненавистника, мистика и декадента. Сюжеты он зачастую брал из собственной, весьма кризисной жизни. Мир, по Стриндбергу, – “игра снов”, а точнее, причудливая смена вполне реальных кошмаров. Жанр спектакля показателен - это “история, рассказанная ночью”.

В черную комнату, где разыгрывается действие, не стоит заходить зрителям со слабыми нервами. С черного-черного потолка спускаются цепи, на цепях – подсвечник, в подсвечнике - горящие свечи. Мрачная комната, где происходит действие, напоминает пыточную камеру, в которую каждый герой запирает самого себя. Диалог черного и белого цвета (единственных цветов спектакля) сопровождается странными звуками. Бледные лица Матери, Сына, Дочери и Зятя похожи на маски с темными кругами под глазами. Люди, живущие в клетке собственных страхов, словно бы и не видели дневного света. Они ходят по сцене, как внезапно разбуженные лунатики.

В финале герои Стриндберга гибнут в пожаре, который устраивают в доме неразумные и злые дети, унаследовавшие испорченную материнскую кровь. Гаснут свечи, и с грохотом падают оборвавшиеся цепи. Театр обращается к нашему разуму, пробуждая его от сна, который порождает чудовищ.