В Москве покажут самый скандальный спектакль Авиньонского театрального смотра.

Можно заранее утверждать, что постановка компании Troubleyn из Антверпена станет главным событием NETа — так же, как минувшим летом она стала гвоздем программы в Авиньоне. Во всяком случае, символический чемпионат по мастурбации, который устраивают во время спектакля артисты Яна Фабра под старый битловский хит Come Together, имеет все шансы вызвать в Москве скандал. Однако не стоит думать, что постановка Фабра — эпатаж ради эпатажа. Посмотреть ее стоит не только ценителям авангарда, но и тем, кто хочет кое-что понять про жизнь современной Европы в целом.

Выпускник Королевской академии художеств Бельгии, художник, без работ которого не обходится ни одна крупная биеннале, автор шокирующих перформансов и не менее шокирующих пьес и спектаклей, Ян Фабр считает театр самым главным, все объединяющим искусством. И последние годы выражает свое отношение к миру именно через театр. Отношение это, надо признать, далеко от симпатии.

В «Оргии толерантности» режиссер приравнивает толерантность и политкорректность, которой так гордится Единая Европа, к лицемерию и ханжеству, а страсть современного потребителя к покупкам — к безудержному желанию секса. Современный банковский сейф, набитый не золотыми слитками, а бумажной мишурой кредитных займов, он уподобляет гигантскому пустому брюху — ненасытному и в то же время страдающему булимией.

Главным же героем его грандиозного спектакля-скетча становится огромный диван, устроившись на котором, сегодняшний европеец предпочитает заниматься сексом. Или просто, уютно растянувшись, поглядывать на экран телевизора, транслирующий, как другие люди в это время гибнут от изнурительного труда, голода и насилия. Ведь глаз современного потребителя давно перестал отличать реальные кадры от кадров очередного блокбастера.

«Оргия толерантности», Театр Troubleyn (Бельгия) 18, 19 ноября