Трехнедельный фестиваль "Новая драма" завершится на этой неделе показом спектакля "Московский хор" по пьесе Людмилы Петрушевской. Эту постановку выпустил на большой сцене Малого драматического театра ученик Льва Додина Игорь Коняев. Его спектакль получился сильным, крепким, впечатляющим и стал лидером нынешнего петербургского сезона.

Драматург Людмила Петрушевская, заработавшая себе славное имя в эпоху перестройки, считается "певицей коммунального быта, главные проблемы которого - лишние дети и недостающие метры". Спектакль в трагикомическом ключе рассказывает о советской коммунальной жизни, где угадывается российская жизнь вообще – коллективное сосуществование с иллюзиями, но без всяких надежд.

Сценография – нагромождение предметов коммунального быта, будто бы спрессованных на сцене. Абсурдистский "брикет", где вещи (батареи, кровати, кухонные шкафы, раковины, ржавые трубы, окна, лестницы, бельевые веревки и проч.) выстроились в три яруса и одновременно стали ступенями для "московского хора". Получился этакий нелепый, неуютный склад-лабиринт, где можно годами не встречаться друг с другом.

Инстинкт соборности продолжает жить в людях даже в эпоху отдельных квартир, и "Московский хор" - именно об этой замечательной способности жить вместе. Превратить безобразную коммуналку в гармоничный хор может только сильная личность. Эта сила обретается в сухопарой пожилой женщине Лике, которая неслучайно ходит в сыновней шинели морского офицера. Героиня Татьяны Щуко, похожая на полководца, легко штурмует крутые лестницы квартиры, стремясь дотянуть до “хоровой” гармонии собрание многочисленных родственников. Но армия ее состоит сплошь из калек: это сестра Лики, сломленная ГУЛАГом и говорящая “по фене”, и невестка Эра, беда которой – трагедия всех “некрасовских женщин”, которые давно уже забыли, что значит согревать женским теплом. У обитателей коммуналки выросли дети - с родительскими пороками, но уже без их иллюзий. Сын Лики Саша превращается из офицера-красавца в разбитого, потерянного человека, живущего на две семьи. Ум мешается, ноги подкашиваются, и остается только обхватить руками больную голову и упасть на кровать. Три женщины поют над постелью героя моцартовское “Ave verum”, и их голоса сливаются с гармонией хора.