Фестиваль «Сезон Станиславского» покажет в Москве легендарный спектакль Кристиана Смедса.

Фестиваль, носящий имя Константина Станиславского, - солидный и престижный смотр. Однако не надо думать, что его участники строго следуют заветам основоположников МХТ. От финского авангардиста Кристиана Смедса не стоит ждать спектакля, сделанного по принципам русской психологической школы.

«Чайку» Смедс поставил в Таллиннском театре «Фон Карл», где его просили придумать спектакль для двух театральных династий: известного «советского прибалта» Лембита Ульфсака (это он снимался в «Легенде о Тиле» и «Мери Поппинс, до свидания!») и его сына Юхана. И не менее почитаемого в Эстонии Александра Ээлмаа и его сына Таави.
Смедс в ответ предложил «Чайку», распределив роли так: отец и сын Ээлмаа сыграли Тригорина и Медведенко, младший Ульфсак стал Треплевым, а старший… Аркадиной. На этом неожиданности не кончаются, поскольку роль Сорина, то есть младшего брата Аркадиной, досталась опереточной приме Хельги Салло - так Сорин превратился в Сорину.

Считать, что все это сделано ради эпатажа, было бы ошибкой. Потому что спектакль в итоге вышел отличный – остроумный, современный и без капли фальши. В присочиненном к Чехову прологе, Треплев объясняет, что все дальнейшее – не более чем его выдумка, в которой его отец сыграет его мать. Этот «домашний спектакль» он затеял для того, чтобы постичь не только законы театра, но законы жизни.

Кристиан Смедс не боится смешивать все жанры: молодежь на сцене распевает и пританцовывает, как в мюзикле, монолог Аркадиной и Сориной играется при свечах - в лучших традициях советского театра. А сцену ревности, которую Аркадина закатывает Тригорину, Лембит Ульфсак и Александр Ээлмаа превращают в разборку двух знаменитостей, ревнующих друг друга к славе. В итоге получается очень сегодняшний, но в то же время и очень чеховский спектакль, в финале, которого Треплев, кстати, остается жив. Вместо него погибает совсем другой персонаж. Какой именно, раскрывать не будем – должны же быть в известной нам наизусть «Чайке» свои неожиданности.