Камерный балет "Москва" любит революции в искусстве, но чтит и традиции. Поэтому их собственный фестиваль современного танца, четвертый по счету, будет держаться ровно посередине между крайностями.

Нарочитого авангарда, опрокидывающего каноны, здесь не будет. Никакой альтернативы классическому танцу. Напротив, организаторы стремятся показать, что традиционный балетный язык пригоден и для нынешних хореографов.

Правда, сам театр предложил для фестиваля спектакль, который может запросто опровергнуть это самое кредо танц-форума. “Взлом” от нидерландского хореографа Пола Нортона предназначен для гурманов. Они в первую очередь смогут оценить силовое изящество хореографии, основанной на идее аутсайдерства: каждый исполнитель “изгоняется” массой из общего движения и оттого вынужден существовать в радикально иной пластике. Нортон заложил во “Взлом” принцип оригами - древнего японского искусства складывания бумажных фигурок. Все вместе выглядит как смесь брейка, внезапных судорог и столь же неожиданных появлений маленьких металлических слоников, которых провозят на колесиках. Слоники эти не простые, а бешеные: по замыслу постановщика, они символизируют человеческую агрессию, побуждающую к отрыву от коллектива.

А вот балет Евгения Панфилова “Щелкунчик” - та самая стрела, что попадет в "десятку" фестивальной концепции. Пермский хореограф поставил новогодний опус на вечную музыку Чайковского, сохранил сюжет и красивые костюмы, при этом перевернув старого доброго “Щелкунчика” с ног на голову. Танцы и костюмы Щелкунчика и принца поданы так, что кукла и человек неразличимы. Пуанты сочетаются с босой стопой, классические арабески - с разного рода раскоряченными позами. Сомнамбулическое действие длится в окружении и внутри плетеных проволочных конструкций. Фон то мрачный, как бездонный космос, то пронзительно яркий. Снежинки черны, а вездесущие мыши в серых мундирах, галифе и черных очках похожи на фашистов из советских фильмов.

Рекомендуем обратить внимание на израильскую труппу Идо Тадмора и на работу молдавского хореографа Раду Поклитару. Тадмор в Израиле - любимец критики, регулярно провозглашающей его “артистом года”. Его балет "Клетка" - отвлеченное размышление о биологических клетках, жизненных структурах, образующих нашу повседневность. Спектакль "Нета" (имя матери хореографа) хореограф посвящает материнской любви и миру детства.

Раду Поклитару на последнем международном конкурсе артистов балета в Москве получил Гран-при за лучшую хореографию, а до этого - аналогичные премии в Болгарии и Италии. Балет под названием “Мир не кончается у дверей дома” (музыка Жоскена Депре и Густава Малера) покажут танцовщики Национального оперного театра из Кишинева.