Театр п/р Олега Табакова готов представить публике самую горячую премьеру октября — пьесу «Волки и овцы» в постановке модного режиссера Константина Богомолова. Готовьтесь к жесткому и провокационному зрелищу.

Табакерка, Волки и овцы, Дарья Мороз

Переиначивать классику на свой лад — любимое занятие молодого экспериментатора Богомолова. Дипломированный филолог МГУ, он вчитывается в любой текст с лупой в руках и находит в нем то, мимо чего прошагали другие постановщики. Интересно, что сам текст Богомолов не перекраивает — меняются лишь время и место действия. Но от этой вроде бы невинной «рокировки» вдруг вылезают такие острые углы, что прямо больно смотреть.

В его «Отцах и детях» нигилист Базаров – неформал в растянутом свитере — является не в усадьбу тургеневских дворян, а на номенклатурную дачу стареющей советской аристократии. В комедии Шекспира «Много шума из ничего», поставленной в Театре на Малой Бронной, вместо средневековой Италии — Италия времен Муссолини. А, стало быть, речь идет о нацистских офицерах, которые заводят любовные интрижки в перерывах между допросами в гестапо. В итоге хрестоматийная классика превращается в живые, созвучные сегодняшнему дню и немного жутковатые истории.

Действие «Волков и овец» Богомолов переносит из 70-х годов XIX века в первое десятилетие века XX-го. А потому интриги помещицы Мурзавецкой — престарелой святоши, бьющей поклоны и подделывающей денежные векселя, — разворачиваются на фоне всеобщего декадентского распада. Перед тем, как совершить очередную пакость, здесь долго молятся. Челомкание по случаю пасхи Христовой быстро переходит в секс под развеселые песни немецкого кабаре.

Богомолов не склонен романтизировать последние предреволюционные годы. И даже утверждает, что в этот период Россия была наиболее близка к нацизму — вот, кстати, откуда в спектакле немецкая музыка. А потому все общественные язвы, над которыми лукаво посмеивается Островский — ханжество и жадность Мурзавецкой, цинизм нищего помещика Чугунова, снабжающего ее фальшивыми бумагами, трезвый расчет бизнесмена Беркутова, который переносит товарно-денежные отношения на все, включая брак, — Богомолов раздувает до размеров апокалипсиса. Мелких же мошенников Островского он вообще превращает в монстров.

Здесь нет овец – только волки. Здесь любовные интриги начисто лишены романтизма – все продают себя, и у каждого есть цена. Грехи замаливают, крестясь на пустые глазницы икон. Иконами, в свою очередь, служат развешанные по стенам стулья. На сиденьях горят свечи, освещающие углы в паутине. Образ, согласитесь, жутковатый.
С подобной режиссерской трактовкой можно, безусловно, спорить. Однако у «Волков и овец» есть реальный шанс стать событием в театральной Москве. Дело в том, что Мурзавецкую играет Роза Хайруллина. В 90-е – легендарная актриса Казанского ТЮЗа (Чулпан Хаматова признается, что часами простаивала под дверью театра – лишь бы увидеть Розу). После – артистка самарского театра «СамАрт», без участия которой не обходилась ни одна «Золотая маска». Полгода назад Олег Табаков пригласил ее в Москву – и теперь нам предстоит увидеть легенду своими глазами. Помимо Розы Хайруллиной, в «Волках и овцах» играют Дарья Мороз, Анна Чиповская — незамужние «овечки». Александр Фисенко, Сергей Угрюмов, Павел Ильин – покушающиеся на них «волки». И великолепная Яна Сексте в роли… пса Тамерлана, который появляется в одной из самых смешных и провокационных сцен.