- Свои версии балетов скоро покажут Музыкальный театр Станиславского и Большой. Нам же остается только сравнивать.
Похоже, холодный сезон в Москве на этот раз будет основательно подогрет. Две премьеры, да еще в театрах такого уровня, да еще с таким балетом. Рекомендуем запастись билетами заранее: за два месяца даже в Большой театр их можно купить за копейки.
- Сюжет о доброй, но роковой цыганке Эсмеральде вряд ли нуждается в пересказе. После вороха экранизаций, мюзиклов, мультиков и комиксов красотка из народа стала в каком-то смысле поп-кумиром. Даже ее настоящего отца, Виктора Гюго с «Собором Парижской богоматери», вспоминают реже, чем ее.
- Большому театру, однако, «раскрученность» цыганки пришлась не по вкусу, и он решил внести в нынешнюю постановку изменения. Для пущей романтичности либреттисты добавили в канву повествования одних героев и сократили других. Народ и похотливый священник здесь пытаются друг друга перетанцевать. Эсмеральда ведет себя, как Кармен, а за нею зачем-то влачится поэт Гренгуар с неопределенными функциями запасного мужа и вечного воздыхателя. Главное, что логика развития сюжета не мешает главному – танцам.
- Родился этот балет композитора Цезаря Пуни еще в 1844 году в Лондоне. Через четыре года модную новинку перенесли в Санкт-Петербург. А затем и в Москву – русский двор не отказывал себе в культурных удовольствиях. В Петербурге главного героя-любовника Феба танцевал молодой Мариус Петипа, будущий отец русского балета. Он же годами позже поставил «Эсмеральду» сам. В Москве, в Большом театре, были собственные версии самых знаменитых хореографов. Последняя по времени продержалась в репертуаре почти десять лет и тихо «умерла» в 1934-м. Но сейчас именно версия Мариуса Петипа появится на главной сцене.
- Восстанавливать ее по архивным записям будет художественный руководитель Большого балета Юрий Бурлака. Очень добросовестный и внимательный архивист, который не расположен к пиар-акциям и продвижению собственного «креатива». Идею восстановления «Эсмеральды» Бурлака вынашивал много лет и, по-видимому, влюбился в роковую цыганку окончательно. При нынешнем избытке звезд ему стоит посочувствовать. Кроме адской работы, перед ним — проблема выбора: претендовать на роль Эсмеральды будут абсолютно все солистки Большого, заскучавшие без сольных партий. Такие выгодные партии выпадают не часто.
- Впрочем, не все так просто. Наши театры могут десятилетиями забывать об интересных названиях, а потом вспомнить о них дружно, в один сезон. За месяц до премьеры в Большом другая «Эсмеральда» поубавит ей спеси. Свою старую постановку восстановит и Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича: оригинальная версия хореографа Владимира Бурмейстера появилась здесь в 1950-м. В этой конкурентной ситуации у МАМТа — два козыря. Во-первых, местная «Эсмеральда» стала настоящей культурной легендой. Вся послевоенная Москва рыдала над тяжелой парижской долей красотки. А, во-вторых, балет не сходил со сцены так долго, что в нем успели потанцевать все нынешние педагоги театра. Маргарита Дроздова, Александр Николаев, Вадим Тедеев теперь передают хореографию «из ног в ноги». И, поскольку они отличные учителя в доброй памяти, верность тексту — гарантирована. К тому же контролирует процесс другой худрук — глава балетной труппы МАМТа Сергей Филин, тоже человек ответственный и увлеченный. Посмотрим, что же перевесит: культурная легенда или имя театра. МАМТ или Большой. К счастью, в самой выгодной ситуации все равно окажутся московские зрители: у них есть две «Эсмеральды» на выбор.
«Эсмеральды» на выбор
Свои версии балетов скоро покажут Музыкальный театр Станиславского и Большой. Нам же остается только сравнивать.