Свои версии балетов скоро покажут Музыкальный театр Станиславского и Большой. Нам же остается только сравнивать. 

Похоже, холодный сезон в Москве на этот раз будет основательно подогрет. Две премьеры, да еще в театрах такого уровня, да еще с таким балетом. Рекомендуем запастись билетами заранее: за два месяца даже в Большой театр их можно купить за копейки.
Сюжет о доброй, но роковой цыганке Эсмеральде вряд ли нуждается в пересказе. После вороха экранизаций, мюзиклов, мультиков и комиксов красотка из народа стала в каком-то смысле поп-кумиром. Даже ее настоящего отца, Виктора Гюго с «Собором Парижской богоматери», вспоминают реже, чем ее.
Большому театру, однако, «раскрученность» цыганки пришлась не по вкусу, и он решил внести в нынешнюю постановку изменения. Для пущей романтичности либреттисты добавили в канву повествования одних героев и сократили других. Народ и похотливый священник здесь пытаются друг друга перетанцевать. Эсмеральда ведет себя, как Кармен, а за нею зачем-то влачится поэт Гренгуар с неопределенными функциями запасного мужа и вечного воздыхателя. Главное, что логика развития сюжета не мешает главному – танцам.
Родился этот балет композитора Цезаря Пуни еще в 1844 году в Лондоне. Через четыре года модную новинку перенесли в Санкт-Петербург. А затем и в Москву – русский двор не отказывал себе в культурных удовольствиях. В Петербурге главного героя-любовника Феба танцевал молодой Мариус Петипа, будущий отец русского балета. Он же годами позже поставил «Эсмеральду» сам. В Москве, в Большом театре, были собственные версии самых знаменитых хореографов. Последняя по времени продержалась в репертуаре почти десять лет и тихо «умерла» в 1934-м. Но сейчас именно версия Мариуса Петипа появится на главной сцене.
Восстанавливать ее по архивным записям будет художественный руководитель Большого балета Юрий Бурлака. Очень добросовестный и внимательный архивист, который не расположен к пиар-акциям и продвижению собственного «креатива». Идею восстановления «Эсмеральды» Бурлака вынашивал много лет и, по-видимому, влюбился в роковую цыганку окончательно. При нынешнем избытке звезд ему стоит посочувствовать. Кроме адской работы, перед ним — проблема выбора: претендовать на роль Эсмеральды будут абсолютно все солистки Большого, заскучавшие без сольных партий. Такие выгодные партии выпадают не часто.
Впрочем, не все так просто. Наши театры могут десятилетиями забывать об интересных названиях, а потом вспомнить о них дружно, в один сезон. За месяц до премьеры в Большом другая «Эсмеральда» поубавит ей спеси. Свою старую постановку восстановит и Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича: оригинальная версия хореографа Владимира Бурмейстера появилась здесь в 1950-м. В этой конкурентной ситуации у МАМТа — два козыря. Во-первых, местная «Эсмеральда» стала настоящей культурной легендой. Вся послевоенная Москва рыдала над тяжелой парижской долей красотки. А, во-вторых, балет не сходил со сцены так долго, что в нем успели потанцевать все нынешние педагоги театра. Маргарита Дроздова, Александр Николаев, Вадим Тедеев теперь передают хореографию «из ног в ноги». И, поскольку они отличные учителя в доброй памяти, верность тексту — гарантирована. К тому же контролирует процесс другой худрук — глава балетной труппы МАМТа Сергей Филин, тоже человек ответственный и увлеченный. Посмотрим, что же перевесит: культурная легенда или имя театра. МАМТ или Большой. К счастью, в самой выгодной ситуации все равно окажутся московские зрители: у них есть две «Эсмеральды» на выбор.