Московские театры в этот уикенд покажут классику на любой вкус – от Островского и Шиллера до «Федры» Марины Цветаевой. Поклонников новой драмы тоже не обидят.

 

«Горе от ума» / Театр «Современник». Фото О. Стариковой

 

В пятницу, 9 октября стоит отправиться на «Бесприданницу» в Мастерскую Петра Фоменко. Несчастливую красавицу Ларису играет Полина Агуреева, получившая награду на последней «Золотой маске». Ее горе-жениха, некрасивого и небогатого Карандышева играет кинозвезда Евгений Цыганов. Петр Фоменко почтителен с Островским, не сокращает и не переиначивает текст, и все же его спектакль пленяет неожиданностью прочтения.

 

В тот же вечер, 9-го, можно пойти в МХТ имени Чехова на «Белую гвардию» - спектакль Сергея Женовача по знаменитому роману Булгакова, в котором офицера Алексея Трубина играет Константин Хабенский, а его друга капитана Мышлаевского – Михаил Пореченков. Белые офицеры из бывших ментов и агентов национальной безопасности вышли отменные. Хорош и Александр Семчев в роли житомирского кузена Лариосика. Вообще Женовачу удалось снять с артистов налет рекламной пошлости. Спектакль получился весьма современным: о том, что жизнь в России покосилась и встала дыбом еще тогда, в 1917-м – и с тех пор никак не выправится. Рыжую Елену Тальберг, как будто списанную с Елены Булгаковой, по очереди играют Наталья Рогожкина и Ксения Кутепова.

 

Пока на большой сцене идет «Белая гвардия», на малой играют «Киже» - экспериментальную постановку Кирилла Серебренникова по рассказу Юрия Тынянова. Историю о том, как из ошибки писаря (вместо «подпоручики же…» написавшего «подпоручик Киже») родился человек, которого никто никогда не видел, но который, однако, дослужился до самых высоких чинов. Серебренников превратил ее в фантасмагорическую притчу о России с ее мрачными застенками, интригами, пьяным разгулом и надеждой на авось. Словом, спектакль будет интересен всем, кому понравился фильм Серебренникова «Юрьев день».

 

Вечер пятницы можно провести и в «Современнике» - на Другой (то есть на малой) сцене этого театра Марина Неелова играет Акакия Башмачкина в спектакле Валерия Фокина «Шинель». Узнать приму «Современника» невозможно: она полностью перевоплощается в маленького человечка, одержимого в своих ничтожных желаниях. А сам спектакль напоминает грандиозный аттракцион, придуманный и продуманный режиссером Валерием Фокиным до мелочей.

«Играем Шиллера» / Театр «Современник»

В этот же день в Театре имени Пушкина спектаклем «Федра» откроется проект «Год Россия-Франция 2010». В рамках этого проекта Москву ждет множество театральных событий, а начать его выпало французу Лукасу Хемлебу, прославившемуся постановками в «Комеди франсез» и в «Одеоне», а теперь выпускающему «Федру». Состав у спектакля звездный: Вера Алентова в роли Кормилицы, Алексей Франдетти - царевич Ипполит и наша бывшая соотечественница, ныне французская актриса Татьяна Степанченко – царица Федра (подробнее о спектакле на стр. ). Напомним, что речь идет не о классической «Федре» Расина, а о пьесе Марины Цветаевой. Если вы любите поэтический театр и непростую – по ритму, образам и словотворчеству - поэзию Цветаевой, удовольствие гарантируется.

 

В субботу, 10-го октября в МХТ вновь играют «Киже». А в это же время на большой сцене пойдет «Конек-Горбунок». Сказка Павла Ершова в современной обработке братьев Пресняковых, поставленная Евгением Писаревым – отличный вариант для семейного выхода в свет. Родители получат удовольствие от остроумного текста, не лишенного современных политических аллюзий и оценят роскошную Ирину Пегову в роли Царь-Девицы. Дети полюбуются волшебными декорациями Зиновия Марголина: над сценой летает чудо-самолет, из-под сцены всплывает Рыба-Кит, на которой разместился целый город, а Царь-Девица рассекает пространство на моторной лодке. Поют и танцуют молодые мхатовцы так, что сразу ясно, почему на последней «Маске» им вручили награду в номинации «лучший мюзикл». В воскресенье, 11-го ноября «Конька» сыграют два раза: днем (в 13.00) и вечером (19.00), так что у всех желающих есть шанс.

 

В этот уикенд появиться возможность поближе познакомиться со спектаклями литовца Римаса Туминаса. Упускать ее не стоит: «Дядя Ваня», поставленный Туминасом в Театре имени Вахтангова стал главным событием нынешнего сезона. «Дядя Ваню» до 23 октября в Москве не играют, но знакомство с литовской режиссурой можно начать уже сейчас. 10-го в «Современнике» идет «Горе от ума» Туминаса – оригинальная версия классической пьесы Грибоедова. Если это и комедия, то весьма грустная. Скорее, притча о неком варварском крае, куда всей душой стремится надышавшийся воздухом Европы Чацкий (Иван Стебунов). А приехав – задыхается от едкого дыма московских печей, от языков московских сплетников и тупой косности любезного отечества. На спектакль приглашаются поклонники авангарда и любители философских раздумий о судьбах родины.

 

В воскресенье, 11-го октября, знакомство с режиссурой Туминаса можно продолжить. В «Современнике» идет «Играем… Шиллера» с Мариной Нееловой – королевой Елизаветой и Еленой Яковлевой в роли Марии Стюарт. Дуэт двух прим очень хорош. Метафоричность литовской режиссуры накладывается на русскую психологическую манеру игры. Получается спектакль о том, что хождение во власть непременно корежит человека. И чем больше у него этой власти – тем труднее сохранить себя.

 

Поклонники Островского в воскресенье могут вернуться в Мастерскую Петра Фоменко – там идут «Волки и овцы», спектакль, поставленный когда-то Фоменко со студентами ГИТИСа. Тогда мастер и его ученики думали, что сыграют раз-другой – и все. В итоге родился один из самых популярных московских театров, а «Волки и овцы» идут с аншлагом вот уже восемнадцать лет. В ролях – главные фигуры «Мастерской»: Галина Тюнина, сестры Кутеповы, Карен Бадалов, Кирилл Пирогов, Рустэм Юскаев и другие.

 

«Где-то и около» /Театр «Практика»

 

Теперь отдадим должное новой драме. 9-го октября в «Практике» идет «Где-то и около» - современная вариация на тему «одинокая женщина желает познакомиться». Смешной и изящный текст молодого драматурга Анны Яблонской поставил Дамир Салимзянов, а сыграли в пьесе трое пока не очень известных, но отличных артистов: Анна Галинова, Кирилл Болтаев, Олег Комаров. Блюстителей морали спешим предупредить, что в спектакле звучит ненормативная лексика.

 

В этот же вечер в «Школе современной пьесы» играют «Дом» - спектакль по новой пьесе Евгения Гришковца. Речь в ней о покупке недвижимости, на которую герою, врачу с частной практикой, приходится занимать деньги у друзей-бизнесменов. Главную роль по очереди играют: телеведущий Александр Гордон и бывший руководитель РАО ЕЭС России Борис Вайнзихер, сам Евгений Гришковец тоже появляется, но лишь в эпизоде. Постановка Иосифа Райхельгауза далека от традиционного театра, скорее напоминает современное ток-шоу. Действие происходит не на сцене, а в зале, где среди вполне обычных граждан сидят артисты, в нужный момент вступающие в диалог. Как вы, вероятно, догадываетесь, денег герою никто не дает, так что в финале зрителя ждет печальный сюрприз. Что поделать: хороший театр всегда отражает свое время, а бизнесмены нашего времени не спешат расставаться с деньгами.