Центр им. Вс. Мейерхольда подготовил для зрителей очередной… не сюрприз, а скорее подарок. В Москву снова приезжает знаменитый немецкий театральный актер Мартин Вуттке.

В течение трех апрельских дней Вуттке будет играть спектакль “Арто и Гитлер в Романском кафе” в режиссуре Пауля Плампера. В последние годы стало очень популярным (и почти модным) сочинять пьесы о разного рода воображаемых встречах, которых на самом деле не было, но которые так или иначе могли бы состояться. Драматург Том Пойкерт (известный как режиссер документальных фильмов) на этот раз изобрел сюжет, напомнивший сразу две пьесы: одна из них так и называется “Возможная встреча” и посвящена не имевшему места в истории свиданию Баха и Генделя (в ней играли Иннокентий Смоктуновский и Олег Ефремов, а затем Михаил Козаков и Евгений Стеблов). Другая описывает придуманную встречу двух великих немок-антагонисток Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь (эта недавно была сыграна в Театре им. Гоголя Светланой Брагарник и Светланой Крючковой). Вероятно, история XX века оставила слишком много загадок, и, чтобы разгадать их, расколдовать прошлое, нужно совершить своеобразную интеллектуальную операцию, нафантазировать коллизию, понять все беды, грехи и заблуждения персонажей нашего времени.

Обращение к реформатору театра XX века Антонену Арто в Центре им. Мейерхольда и в театре "Берлинер ансамбль" мотивировано по-разному. Руководитель Центра Валерий Фокин и его соратники экспериментируют с новыми формами, думая о будущем сценического искусства. В "Берлинском ансамбле" вспоминают о прошлом, в который раз пытаясь понять трагедию 12-летнего господства Гитлера в Германии и сам феномен этой личности.

Мартин Вуттке уже сыграл вариацию на тему немецкого нацизма – в 1995 году спектакль Хайнера Мюллера “Карьера Артуро Уи” видели московские зрители. Исполнение роли гангстера позволило судить о Вуттке как об одном из крупнейших драматических актеров немецкоязычного мира. Судя по всему, личность и характер диктатора, подчиняющего своей недоброй воле окружающих, одержимого стремлением покорять и властвовать, всерьез интересуют актера. Недаром после Артуро Уи Вуттке сыграл главную роль в “Месье Верду” - бытовой версии "Великого диктатора" Чарли Чаплина. Это опять был фюрер-маньяк, но уже в приватной обстановке.

Мартин Вуттке поразительно умеет показать, как сочетаются в психологии Гитлера романтические устремления и идея порядка, устойчивости, незыблемости. Романтическое начало приводит к истерическим эскападам в поведении, к знаменитому стилю "самовозбуждения" в публичных речах, а порыв к порядку оборачивается пародийной щепетильностью и нелепейшей нацистской монументальностью.

Есть мало актеров, особенно сейчас, в начале нового столетия, в игре которых прочитывается энциклопедия стилей театра XX века. Вуттке – уникальный артист: эмоциональная взвинченность в его игре неотделима от натуралистической дотошности, а пластическая точность, несмотря на крайнюю подвижность и беспокойность актера в любой роли, напоминает о классицизме. В персонажах Вуттке всегда ощущается нечто от сверхчеловека Ницше и (что пародоксально) от загнанного животного. Недаром его находкой в спектакле “Карьера Артуро Уи” оказалась самая первая сцена, где герой появлялся перед зрителями на четвереньках с высунутым языком, что, конечно, напоминало русским зрителям о “Собачьем сердце” Булгакова. Карьера Адольфа Гитлера начиналась, как карьера Шарикова…

Увидеть такого актера на сцене всегда интересно, тем более что немецкий театр всегда воспринимался в России с особым пиететом - как нечто чужое, далекое. Немецкий актерский стиль представлялся (и представляется до сих пор) русской публике предельно жестким и жестоким. В спектакле, который увидят москвичи, эти жесткость и жестокость наличествуют в полной мере, так как выбор фигур, заинтересовавший драматурга и создателя спектакля, провоцируют патологический экстаз в игре актера и садомазохистские фантазии: демонстрацию слабости и потребности казаться сильным.

Самое интересное, что Антонен Арто, один из главных ниспровергателей театральных традиций, этот “миф XX века” (как и Гитлер), действительно мог при определенном стечении обстоятельств встретиться с фюрером в 1932 году. Арто в те годы в Берлине снимался в кино, а Романское кафе – место, которое облюбовала берлинская богема и где бывал будущий нацистский лидер.

В спектакле “Арто и Гитлер в Романском кафе” Мартин Вуттке играет прежде всего Антонена Арто и лишь в краткие моменты действия примеряет личину Гитлера. В монологе, который кажется бесконечным, в какие-то мгновения два безумца объединяются. Нельзя сказать, что Вуттке компрометирует французского апологета “театра жестокости”, но он лишает своего персонажа ореола святости, который иногда сливается с образом Арто (в том числе и в недавней премьере Центра им. Мейерхольда "Арто и его двойник" Валерия Фокина). Теоретик "театра жестокости", Антонен Арто, как и практик жестокости Адольф Гитлер, должны были потерпеть неизбежное поражение – правда, понятия краха у художника и у политика разные, как и последствия.

Вероятно, будущим зрителям это покажется спорным и даже вызовет неприятие, но бесспорно одно – запредельное мастерство актера, балансирующего на грани запретного и недопустимого, но всегда остающегося в рамках искусства. Хорошо, что наша встреча с Мартином Вуттке будет реальной, а не воображаемой.

Заказ билетов по т. 363-10-48.