Американская балетная труппа Complexions даст в Театре эстрады четыре представления с 15 по 18 апреля. Курирует многонациональную команду современного танца и, в частности, ее российский гастрольный тур звезда Голливуда Патрик Свейзи, не теряющий своих самых тесных связей с миром балета.

Племя радуги: балет от Патрика Свейзи

В этом году именитый актер, снявшийся в таких шедеврах, как "Призрак" и "Грязные танцы", празднует свое 50-летие. В его бурной жизни кинокарьера кажется случайной, избыточной. Все страсти Свейзи связаны с балетом, и иначе и быть не могло. И матушка, и супруга Патрика Лиза Ниеми – хореографы. Разменявший карьеру танцовщика на карьеру киноактера после нескольких серьезных травм, Патрик Свейзи снялся в конце 80-х в нескольких культовых картинах и затем приостановил свое восхождение по голливудской лестнице во имя все того же балета. При самом активном участии лидеров Complexions Дезмонда Ричардсона и Дуайта Родена Патрик Свейзи снял фильм "Без слов", премьера которого состоится в этом году. В ближайших планах Патрика и Лизы Ниеми - производство фильма по их совместному сценарию, который должен по крайней мере повторить успех "Грязных танцев".

Труппа Complexions была образована в 1994 году Дуайтом Роденом и Дезмондом Ричардсоном, известными в американской балетной среде танцовщиками и хореографами, уже успевшими сработаться друг с другом в других коллективах. Адекватно перевести название труппы на русский язык трудно: в нем мерцают сразу несколько смыслов. И "лики", и "многосложность", и "многоцветность". Все это полностью соответствует той задаче, ради которой объединились несколько десятков танцовщиков из США, Латинской Америки и Европы. Дуайт Роден пытается следовать принципу смешения рас, культур и наций, чтобы воссоздать в танце многослойность современного мира, искусственно создать конфликт национальных техник танца, чтобы в результате возникла взрывная смесь движений. Роден называет Complexions "Соединенным штатом танца": "Я наслаждаюсь разнообразием. Я влюблен в многонациональный мир. Я и сам получил смешанное наследство от своих предков: мое племя – это племя радуги".

Труппа использует широкий музыкальный арсенал – от этнической музыки до современных концептуалистов Арво Пярта и Хенрика Горецки, от панк-рока до Бьорк, от негритянского джаза до Прокофьева. Наследуя Джорджу Баланчину, создавшему американскую балетную культуру, Дуайт Роден строит репертуар на смешении классической хореографии и современного танца.

Доказательством приверженности танцовщиков классическому танцу служит тот факт, что чернокожий Дезмонд Ричардсон, ведущий танцовщик Complexions, в 1997 году с триумфом выступил в театре Американского балета в партии Отелло (хореограф Лар Любович). Сценографом постановки стал, кстати говоря, российский художник Георгий Цыпин, который уже много лет сотрудничает с американским театром.

Хореограф и основатель труппы Complexions Дуайт Роден дал эксклюзивное интервью нашему еженедельнику.

- Что такое хореография Complexions?

- Балет – это очищенная от примесей, сосредоточенная техника, которая является сущностью нашего искусства. Наша хореография очень физиологична, в ней используется строгая классическая техника, которую мы обогащаем за счет различных маргинальных явлений, таких, как уличный танец или поп-культура.

- Как в действительности осуществляется принцип смешения рас и культур, проповедуемый Complexions?

- Наша труппа далека от любых запретов, в том числе и расовых. Этот принцип переносится и в нашу хореографию, создавая эффект единства различных танцевальных культур. Complexions выражает самую сущность многослойного американского общества.

- Какая программа будет показана в Москве?

- Наш вечер будет состоять из трех актов. Первое действо – "От меня к тебе на полпути" на музыку композитора Complexions Антонио Карлоса Скотта. Во втором действии мы покажем несколько небольших танцевальных номеров по 3-5 минут: "Рост" на музыку Стива Рае, "Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста" на "черную" фольклорную музыку Джеймса Брауна, "Соло" на музыку Принца, "Аве Мария" Качини и "Отказ" Донни Хаттауэя. В третьем акте зрители увидят 33-минутный "Высший уровень" на музыку черной джаз-группы Earth, Wind & Fire.

- В России любят говорить, что американский балет был сформирован русскими танцовщиками-эмигрантами и выходцами из России.

- В свое время я был очарован "Баядеркой" Нуреева и Фонтейна. Этот спектакль заставил меня всерьез взяться за танец. Именно благодаря Нурееву, его грации, физическому совершенству его тела, силе его техники я стал профессионально заниматься балетом. Дезмонд также испытал влияние Нуреева и Барышникова.

- В чем главное особенность современного американского танца?

- Наши хореографы стремятся к совершенству в танцевальной технике; разрабатывая собственный, не похожий на другие стиль, они всеми силами пытаются добиться понимания у аудитории.

- Российский современный танец находится сегодня на ранней стадии развития. Чтобы Вы пожелали танцовщикам и поклонникам новой хореографии?

- Настоятельно рекомендую российским танцовщикам искренне верить в то, что они пытаются выразить на сцене, а также претворять действо, исходящее из их сердец, в зрелище, доступное публике. А зрителям желаю быть терпимыми, разборчивыми и вдумчивыми. Чтобы понять современный балет, не стоит сравнивать его с классическим танцем, к которому в России привыкли, - это не даст результата. У этих двух жанров разные задачи.

- Каковы Ваши планы по завершении российского тура?

- Дезмонд заканчивает работу над киноверсией знаменитого мюзикла "Чикаго" с Кэтрин Зета-Джонс – премьера назначена на 25 декабря 2002 года. Гастрольный тур Соmplexions продлится еще шесть месяцев – нас ждут в Италии, Испании, Канаде и других странах.

- Мы слышали о фильме "Без слов", который снял Патрик Свейзи с Дезмондом…

- Премьера фильма намечена на осень 2002 года. Дезмонд танцует там одну из главных ролей вместе с Патриком Свейзи и его женой Лизой.

Заказ билетов по т. 730-01-59, 959-05-50, 268-36-35, 933-32-00 или на сайте