Трудно сказать, знаком ли авторам "Царя Демьяна" детский сад, пионерлагерь и прочие общественные заведения, но дух коллективизма сплотил их спустя годы в едином порыве: взяли да написали оперу впятером – москвичи Ираида Юсупова и Владимир Николаев, петербуржцы Вячеслав Гайворонский и Леонид Десятников, а также загадочный ТПО "Композитор". Знай наших!

Строго говоря, ни советский коллективизм, ни ячейка постмодернистской тусовки не идут ни в какое сравнение с традицией куда более сильной. На Руси народные вертепные жития делались не впятером и не дюжиной, а сразу всей ярмаркой, к тому же честил их базарный зритель, которого хлебом не корми - дай только словечко вставить. Зрелище получалось пестро и озорно, для потехи и со смыслом - чем не образец для современных творцов?

"Ужасное оперное представление", оно же "Царь Демьян", оно же переделанный на новый лад старинный русский народный фарс "Царь Максимилиан", решило следовать этой демократичной традиции. Во всяком случае, в нее взапуски играла группа во главе с режиссером Виктором Крамером и оперная поросль Мариинского театра. Оголили сцену. Соорудили из веток-елок-палок ажурные башни, к башням привинтили ролики и упрятали внутрь артистов. Каждому - по башне, чтобы не сносило. Царю позволили вылезти в ней на самый верх и там уже не спеша приклеить себе бороду и усы. Оперные примадонны обрядились в гимнастические купальники и не прогадали: классической опере такое совершенство форм не снилось. К тому же трикотажно-деревянный костюм совершенно не мешает петь.

Словом, хвала постмодернизму, который все еще в диковинку массам и поныне интересен думающему музыкальному театру. Но жанр "Царя Демьяна" остался вертепным, и в его правилах игры религиозная назидательность. Чтоб сияла вера христианская, разбив басурманские козни. Чтоб герои были родными и понятными, и чтоб плохие исправились. "Грозный царь Демьян без водки пьян, без добрых дел славен" впутался в историю, как пушкинский царь Дадон. Только у него не Шемаханская царица, а богиня Винера, к которой взывают стариковские арии "снесите от меня перстень и пакет - Желает она за меня замуж али нет?" и "отдай мне тело белое, А уж я тебя на трон посажу". Ради девушки заморской Демьян кланяется кумиритским богам, и торжествует мрак. И торжествовал бы всегда, если бы не правоверный сын Артур и не храбрый Аника-воин. Бесстыжая Винера удирает с Марцем (ее "башню" венчает клумба, его - лейка), а помершего Демьяна воскресают традиционным русским способом, налив в рот водки ("смерть не дура, но пойдет супротив нее микстура"). Чаркой той же микстуры отметят и торжество православной веры.

Опера "Царь Демьян" (Мариинский театр, Санкт-Петербург) будет показана в рамках фестиваля лучших российских спектаклей "Золотая Маска" на сцене Российского молодежного театра 11 и 12 апреля. Заказ билетов по т. 755-83-35, 933-32-00. Билеты на спектакли фестиваля продаются в офисе "Золотой Маски" (Страстной б-р, 10, касса работает с 11 до 20, перерыв 15-16, без выходных).