С 15 марта в Большом концертном зале “Академический” состоится премьера романтического мюзикла “Дракула” - совместный российско-словацкий проект. В его создании принимали участие режиссер Йозеф Беднарик, автор либретто Зденек Боровец, музыкальный руководитель и хормейстер российской постановки Зита Орлиц, автор русского поэтического текста Валерий Сауткин, генеральный продюсер российской постановки Игорь Гуревич.

“Дракулу” ставили во многих странах мира, но в Москве будет показана самая романтическая версия бродвейской пьесы - история любви трансильванского графа. Европейский мюзикл “Дракула” Рихарда Гесса, созданный на музыку Карела Свободы, стал высоким культурным достижением, снискавшим любовь и признание зрителей. Масштабность этого готического и одновременно современного спектакля впечатляет: декорации были привезены в Москву на 12 фурах - только башни замка Дракулы весят около 9 тонн. Мюзикл “Дракула” в Москве - это блистательное шоу с участием великолепных актеров, талантливых танцовщиков и певцов; это романтическая мистерия, построенная на световых и эмоциональных контрастах.

В мюзикле есть все: любовь и ненависть, добро и зло, страх и радость, падение и величие. Гордыня низвергает валашского воеводу в пучину мглы. Совершенный страшный грех обрекает на вечные муки. Отныне смерть становится для него освобождением, а бессмертие - наказанием. Но, несмотря на то что Дракула падший грешник, в его сердце осталась любовь. Он проносит через века этот дар. И когда божественное чувство начинает доминировать, наступает время надежд в его душе. Смерть Дракулы в заключении знаменует прощение - тот самый луч света, который пронзил мир великого вампира и в конечном итоге превратил кошмар в философскую сагу о силе жизни и любви.

Действие мюзикла разворачивается в трех эпохах: XV век - времена правления князя Дракулы - вторгается вместе с бессмертным на пышные балы XIX века. Завершаются мытарства проклятого графа под рокот “харлеев” в конце XX столетия. Вездесущий и всепроникающий Дракула оживает на изломе веков, когда особенно обостряются таинственные, спиритические и потусторонние настроения. Шикарный, респектабельный и соблазнительно красивый, он появляется из тумана, он сам состоит из тумана, он затуманивает разум. Перед зрителями проносится мир мистических явлений, перевоплощение душ и мучительное отчаяние того, кто бросил вызов Богу за смерть своей возлюбленной много веков назад. Мрачные сцены обретают философский смысл, а великолепная музыка придает действу ореол романтики.

Франтишек Дюряч: “Мой Дракула - крутой”

Франтишек Дюряч из Словакии – один из исполнителей главной партии в мюзикле.

Он начал петь раньше, чем ходить, уже в пять лет исполнял самые разнообразные вещи: от песен Карла Готта до репертуара Тома Джонса. Большие роли в детских спектаклях в родном Злате-Моравце плавно переросли в роли во взрослых постановках. Став солистом знаменитого хора имени Schola Cantorum Франтишек объездил всю Европу. Окончил Музыкальную академию в Братиславе и как самый талантливый выпускник был направлен в Италию, в Музыкальную академию Киджана. Здесь Франтишек Дюряч стал учеником маэстро Фаваретто, которого все боялись и без которого трудно сделать профессиональную карьеру в Италии.

- Ему было уже за восемьдесят: когда-то он аккомпанировал легендарной оперной диве - самой Марии Каллас. Маэстро сказал: “Ты можешь быть активным или просто слушать”. Я был активным. И через полгода, по окончании курса, получил золотой диплом Академии. Затем были четыре сезона в братиславской камерной опере, четыре года в Йоханнесбургском оперном театре (в Южную Африку попал после победы на международном конкурсе), и год в Касселе в Германии, где приходилось осваивать партитуры на немецком языке. В 1996 году я вернулся в Словакию и принял участие в кастинге на роль Дракулы в одноименном мюзикле. На третий отборочный тур явился сам Карел Свобода – композитор мюзикла, который категорически отвергал участие оперных певцов в постановке: он желал свежих, сильных голосов, а не оперных обертонов. При прослушивании он говорил: “этот может, этот не может…”. Однако из всех претендентов - а их было больше 150 - маэстро выбрал именно меня. Я и был тем счастливым человеком, про которого маэстро сказал: “Может”. Потом было много работы, когда приходилось учиться по-новому использовать голос. В опере нужен резонанс, чтобы даже piano было слышно на последних рядах. В мюзикле поешь с микрофоном.

- Расскажите о произведенном эффекте в Братиславе.

- В премьере в Братиславе принимали участие все те, кто играл в Праге. Единственный, кого заменили, был Дракула, - моя роль. Тогда я еще не обладал большой популярностью, и надо было показать себя. После спектакля зрители аплодировали стоя, у многих на глазах были слезы. Это самое важное для артиста, самая большая награда. Ко мне часто после спектакля подходят девушки, женщины и спрашивают: “Вы человек или нет? Можно подержать вас за руку?” - настолько сильна иллюзия.

- В течение трех лет без устали выходить на сцену в одном и том же образе – это сложно?

- Конечно, спектакль спектаклю рознь. Надо отдыхать. Набираться энергии, которую потом отдаешь зрителю. Каждый выход на сцену – это большое напряжение. После спектакля теряешь пару килограммов. У меня был рекорд – 16 спектаклей подряд! Когда мои коллеги заболели, пришлось две недели играть без перерыва. Потом не мог даже говорить. Но я счастлив, что пою в этом мюзикле. Самое главное, чтобы моя игра нравилась зрителям. Зритель, как живая вода, без него нельзя играть. Я ничто без людей.

- В мюзикле четыре актера играют Дракулу. И каждый привносит в образ что-то свое. Ваш Дракула, он какой?

- Крутой. Свои злодеяния оправдывает тем, что делает все для жены. Убил и отобрал богатства – и все для нее. А если бы он спросил ее, может, она бы сказала: “Счастье для меня, когда ты рядом. Будь со мной”. Это неправильная философия, ошибка, когда мы ищем оправдания своим грехам. Представления Дракулы меняются со смертью любимой. Когда он врывается в церковь – он огромный, мощный властелин. Но перед кончиной жены теряет всю свою силу – становится маленьким - маленьким. Когда в мюзикле я кричу как зверь – это игра. Но когда речь идет о любви и о том, что надо бояться Бога, – это уже из жизни. Бог, любовь, смерть… Немного красок, цвета, игры… Но мюзикл о главном - он о жизни.

- Ваше отношение к Дракуле?

- Да, он грозный, он убивает. Но у него настолько сильна любовь к своей жене, что я бы пожелал всем женщинам России, чтобы мужчины их любили так, как Дракула Адриану. Вначале он не боится Бога, он красив, богат, имеет все, но не понимает, что Бог – первый. И когда Бог забирает его ребенка и жену, он осознает, что самое главное в жизни бог, который может все. В конце концов он покоряется и молит о прощении. И к нему возвращается любовь. Вначале он принимает бессмертие как благо. Но потеря любимой делает бессмысленной его жизнь и страшным бессмертие.

- А Вы верите в Бога?

- Жизнь – это дорога, которая идет прямо, но имеет множество поворотов. Бог дал нам ум и бессмертную душу, а дальше – живи, как хочешь. Я верю в Бога: ведь кто-то сшил одежду, которую мы носим, кто-то сделал обувь, в которой мы ходим… И землю кто-то сделал. Все имеет своего творца.

- Вы влюбчивы?

- Влюбчив. Я в каждом спектакле люблю Адриану. Я просто не могу играть, если не люблю ее. Когда я выхожу на сцену, то Франтишека больше нет – есть Дракула. Но личная жизнь и сцена – это две совершенно разные вещи. Работа может сблизить, зажечь страсти искру, но, когда опускается занавес, я нещадно гашу это пламя. Оно пагубно, пагубно и для работы, и для жизни. Только один раз можно любить, и любовь только одна в жизни. Мы не знаем, когда придет любовь, как не знаем часа своей смерти. На свете много красивых женщин, глаза разбегаются. Но это лишь тело, оболочка, которую можно… да даже купить. Но душу купить нельзя. “Были любовницы разных мастей, с ними делили мы только постель” - эти слова Дракулы из мюзикла близки и мне.

- А Вы уже нашли любовь своей жизни?

- Ей было 18, а мне 23. Мы познакомились еще в Академии и встречались шесть лет, прежде чем поженились. У меня было длинное черное пальто, я его надевал, когда мы гуляли в парке. И оно очень ей не нравилось. Но только через несколько лет она призналась в этом, раньше не говорила, думала, что это пальто мне дорого. Вот… Парк и пальто…