Актеру Владимиру Стеклову не удалось слетать к звездам, хотя он уже почти стоял на старте в Байконуре и махал космонавтской перчаткой. После встречи с этим удивительным актером я подумал, что, если бы представилась такая возможность, он все равно бы выпрыгнул в космос без всякого корабля, в одном скафандре. Заряда его внутреннего "аккумулятора" вполне хватило бы на несколько витков вокруг Земли.

Ради театра Стеклов готов стерпеть все. Окончив театральное училище, он год работал реквизитором, позже, переехав из провинции в столицу, полгода репетировал в театре без зарплаты и восемь лет жил в Москве с тремя домочадцами в пятнадцатиметровой коммуналке. Вот цена успеха! Родился в Караганде, начал работать в театре в Астрахани, играл в Кинешме и на Камчатке. После гастролей петропавловского театра в Москве актера Владимира Стеклова заметили и попросили перебраться в Москву. Почти невозможная по меркам сегодняшнего дня актерская легенда!

- Владимир Александрович, есть ли роли, которые Вы не смогли бы "потянуть"?

- Да, конечно. Вот, например, Гамлет и король Лир – это совершенно не мое. Зато все "маленькие люди" – мои! Гоголь, Достоевский – мои! Покойный Павел Луспекаев говорил, что роль должна "личить" актеру - быть ему к лицу, так сказать. Так вот многие роли мне точно не "личат". И браться не стоит. Хотя Иосиф Райхельгауз, мой художественный руководитель в театре "Школа современной пьесы", где я играю "Записки русского путешественника", меня часто искушает: "Вы можете выбрать любую роль, все, что захотите". Но ведь я хочу чего-то определенного, а не всего…

Играл Василия Сталина. В фильме "Увидеть Париж и умереть" был жутким типом по фамилии Жутовский, в "Петербургских тайнах" тоже сыграл негодяя. После "Петербургских тайн" подходили немолодые женщины и хвалили меня. Спрашиваю: "Что вы во мне нашли, ведь я такой-сякой". А они улыбаются: "Ведь это же все от любви!"

- Вы всегда очень серьезно и очень осторожно отзывались об отношениях актера и персонажа.

- На мой взгляд, при соприкосновении с персонажем происходит "мутация" личности актера. Иногда можно так заиграться… Играя роли, мы вызываем фантомов. И они часто откликаются и посещают нас. Пусть это даже не исторические лица, а литературные герои. Актерская профессия даром не проходит. Фантомы остаются рядом с тобой, а иногда и поселяются внутри. Надо быть осторожным. И я здесь нисколько не "шаманю". Может быть, кто-то сейчас подумает: "Шизофрения, как и было сказано"…

- Ходят легенды о Вашей энергии, трудоспособности…

- Если вы поставите перед мной задачу пробежаться по потолку, я ее выполню. Меня всегда поражает, когда актеры вместо того, чтобы загореться идеей и тут же ее выполнить, начинают долго объяснять, почему этого сделать нельзя. Впрочем, это касается не только театра. Вот говоришь рабочим, которые делают в доме ремонт: "Мне бы хотелось вот так!" А они отвечают: "Не-е, командир, так низя…" Я все хочу понять, где же эти левши, которые загорятся и скажут: "Никогда не делал, но, кровь из носу, сделаю, потому что у тебя блестящая идея!"

Актеру часто стыдно сказать режиссеру: "Я так не смогу". Вот он и ноет, зачем да почему это нужно. Какое-то паразитарное существование в профессии.

- Это в Вас гордость начинает говорить: "Как же так, я да не смогу!"

- Не гордость, а обычное мужское тщеславие. Мне претят все эти разговоры о том, что сейчас нет настоящих мужчин. А они есть! И на охоту ходят на зубров и мамонтов! И добычу домой приносят!

- Как настоящий мужчина Владимир Стеклов пережил несостоявшийся полет в космос?

- Кинопроект режиссера Юрия Кары "Последний полет", связанный с моим вылетом в космос, был моей глобальной, заветной мечтой. Конечно, потребовалось время для адаптации, а потом для того, чтобы осознать, что этого не будет никогда. Это был важный отрезок в моей жизни. И на самом деле я благодарен судьбе за то, что хотя бы это случилось. За то, что именно меня выбрали для полета. Могли ведь и не выбрать! Подготовке к полету был отдан год жизни, а со всеми испытаниями и медицинскими проверками – два с половиной года. Я отменял спектакли, не появлялся на публике. Тем не менее познакомился, подружился с удивительными людьми – ребятами из отряда космонавтов, инструкторами, педагогами, сотрудниками Центра подготовки космонавтов. Ребята со "Звезды" из Томилина готовили мой скафандр и ложемент. Я узнал много всего, о чем раньше и не догадывался…

- Наверное, Вас не зря выбрали для космоса. Ваша физическая формы поражает. В спектакле "Жак и его господин" театра "Сатирикон" Вы с Константином Райкиным исполяете потрясающий танец. Два пятидесятилетних мужика летают по сцене, как мотыльки. Ну, Райкин, это понятно…

- Что значит, Райкин - это понятно?! Я только от Кости и заряжаюсь. Смотрю на него и думаю, что не имею права сделать хуже. Да к тому же дочь на сцене. Вот мой главный стимул. Она мне не позволяет делать плохо. Мне хочется ей нравиться.

- Кажется, что в Гране есть та же инфернальность, что и в Вас. Она выбрала актерскую профессию с Вашей подачи?

- Граня с молодых лет в театре. Как теперь и моя маленькая Глашка вечно за кулисами. Все время твердит: "На съемки хочу, на гастроли хочу". То же было с Граней. С ней все состоялось естественным путем. А когда актерский талант стал оформляться, глупо было размахивать руками, пыхтеть и кричать: "Только через мой труп". В случае с Граней, думаю, театральная "проказа" развилась нормально.

- Можете ли Вы объективно оценить работу дочери в театре?

- Я могу судить только субъективно. Не могу и не хочу быть непристрастным. И Граня это знает и ощущает на себе, на своей "шкуре", чувствуя папино "нерасположение". Порой случаются слезы… "Папа, ты вот со студентами работаешь, какие же они несчастные! Тебе нельзя преподавать".

Владимира Стеклова можно увидеть в спектаклях театра "Школа современной пьесы" ("Записки русского путешественника", "Б. Акунин. Чайка", "А. Чехов. Чайка", "Город", "Без зеркал"), театра "Сатирикон" ("Жак и его господин"), Антрепризы Михаила Козакова ("Играем Стриндберг-блюз", "Лунный свет, медовый месяц"). Агриппину Стеклову можно увидеть в спектаклях театра "Сатирикон" ("Жак и его господин", "Кьоджинские перепалки", "Гедда Габлер"), Независимого театрального проекта ("Трактирщица").