Новая постановка оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» может претендовать на статус главного оперного события сезона сразу по трем статьям.

Во-первых, перед нами редчайший (если не первый за последний десяток лет) удачный опыт решения русской оперы самыми модными средствами авангардной европейской режиссуры. Уединенное жилище Февронии в керженских лесах напоминает здесь заброшенную дачу в духе загадочных руин из фильмов Андрея Тарковского. Население Малого Китежа, куда героиня приезжает венчаться с княжичем Всеволодом, — толпу бомжей. Напавшие на русь татары похожи на гигантских мохнатых пауков из ужастика о космических пришельцах. Спектакль наполнен изысканной игры света и впечатляющими эффектами – например, в сцене разрушения Малого Китежа. Молодой московский режиссер Дмитрий Черняков сумел, по мнению критиков, «создать атмосферу святости, обойдясь без церквей и хоругвей». Но самое ценное все-таки в другом: пространство и ассоциативный ряд, предложенные постановщиком, не «подминают» под себя музыкальную драматургию, а тактично соотносятся с ней.

Таким образом (это во-вторых) Черняков нашел режиссерский ключ к самой серьезной и страшной опере Римского-Корсакова, которая повествует о том, что праведная жизнь не уберегает людей от страданий, а воздаяние возможно только после смерти. Невидимый град Китеж в этом спектакле - рай, который, разумеется, нельзя показать на сцене, а можно лишь обозначить мягким мистическим светом. Как ипостась рая предстает в этом спектакле и старый театр времен Римского-Корсакова, в котором певцы и постановщики не мучались проблемами интерпретации, а жили на сцене по издревле сложившимся канонам, в счастливом согласии с писавшейся для них музыкой. От этого театра, по мысли Чернякова, теперь остались только романтичные эскизы, представленные у него живописными цитатами из Коровина и Васнецова. Можно придраться: Римский-Корсаков писал эпос, а Черняков поставил сюрреалистическую трагедию. Однако театр ХХ века, изредка обращавшийся к «Китежу», сумел предложить интересные музыкальные, но не режиссерские прочтения.

Из этого (в-третьих) следует, что у нас наконец появился настоящий оперный режиссер нового поколения (Дмитрию Чернякову – тридцать лет). В узком кругу артистов и критиков его знали давно, ждали от него большой серьезной работы. И вот она! Кроме москвича-режиссера успех «Китежу» обеспечили приглашенные московские певцы Ольга Сергеева (Феврония) и Олег Балашов (Всеволод). «Китежа», шедшего в 80-е годы в Большом театре (оркестром управлял Евгений Светланов), нынешняя музыкальная трактовка оперы не превосходит. Но все же мариинские хор и оркестр под управлением Валерия Гергиева уверенно исполняют свои партии.

Режиссер Дмитрий Черняков поставил актуальный спектакль - не про абстрактную седую старину, а про нас с вами. Про то, как нам по-прежнему трудно жить на этом свете, и про то, что земная маета и неизбывное страдание были и будут составлять основу русской ментальности.

Андрей Хрипин. "Аргументы и факты"

Дмитрий Черняков создал великолепнейшие, никогда прежде на Мариинской сцене не бывавшие световые и постановочные эффекты. Сцена внезапного нашествия татар с рушащимися на глазах публики стенами Малого Китежа и бегущими в панике горожанами по грандиозности напоминает "Последний день Помпеи" Брюллова.

Ирина Родионова. "Сегодня"

Странной оказалась одна из центральных сцен постановки – большой хор китежан из третьего действия. Сцена была похожа на эпизод нашествия летающих блюдец из американского фантастического фильма «День независимости»: над поселянами зависли тринадцать светящихся НЛО, которые, опускаясь, раскачивались в такт музыке на манер колоколов.

Михаил Малыхин. Gazeta.ru

Дом Февронии, маленький, беззащитный, продуваемый насквозь, но все-таки дающий приют страждущим, - дом-душа. Глядя на него, о Февронии мы узнаем больше, чем из какой-нибудь легенды или жития. Она приветливо обращается к птицам и животным - это наивные существа в совковых пальтишках и с варежками на резинках.

Василий Чернов. Opera-news.ru

Обходясь без единой церковной луковки, креста или крестного знамения, Черняков передает само ощущение обрядности. Птица Сирин в черненьком пальтишке и красной беретке. Птица Алконост в бабушкином платке, курящая в форточку. Блокадные санки, на которых подвозят Февронию к райским вратам. От этой шокирующей простоты мурашки бегут по телу.

Екатерина Бирюкова. "Время новостей"