Для многих поколений зрителей знакомство с московским театром Сатиры начиналось именно с этого актера. Вернее с его героя – маленького. Летающего человечка, живущего на крыше. Трудно найти московского ребенка, который в 6-7 летнем возрасте не посмотрел бы этот легендарный спектакль театра Сатиры «Малыш и Карлесон». Менялась страна, политические системы, партии, театры переживали периоды расцвета и кризиса, но спектакль «Малыш и Карлсон» вот уже 37 лет непременно собирает полные аншлаги.

Известность и славу этому актеру принесла рол Саида в фильме «Белое солнце пустыни» и маска смешного тугодума пана директора в «кабачке 13 стульев». В театре сатиры он считается мастером эксцентрического эпизода. Долгие годы, волей режиссера. Оставаясь на вторых ролях. Свой юбилейный сезон (в августе исполняется 40 лет его работы в театре Сатиры, в октябре 75-летие со дня рождения) он встречает своими старыми ролями – эпизоды в спектаклях «Счастливцев-Нечастливцев» и «Андрюша», главная в спектакле «Неаполь – город миллионеров" и неизменный Карлсон.

На сцене театра идет одна его постановка – детский спектакль «Бочка меда», другие режиссерские планы разных лет остались нереализованными. Спартак Мишулин играет в антрепризах и в театре «Модерн» у Светланы Враговой, собирается поставить в театре Сатиры детский спектакль по мотивам Гоцци.

-Спартак Васильевич. А если бы Вам сейчас предложил сделать в театре Сатиры все. Что Вы хотите. Что бы вы хотели поставить и сыграть??

-Я бы поставил в театре Сатиры «Архипелаг Гулаг» Солженицына, «Котлован» Андрея Платонова и Тирсо де Молина «дон Хиль Зеленые штаны».

- «Архипелаг Гулаг» в театре Сатиры?

-Спектакль в голове, остается его поставить. Во-первых, надо сделать инсценировку. В документальное произведение добавить фрагменты прозы. Придумать сюжетную линию, много разных героев. Может быть даже писателей – Гинзбурга, Шмелева, которые тоже сидели. Долгое время с нас живьем сдирал кожу. Вот как зайца берут и живьем снимают шкуру спектакль. Должен быть об этом.

-В театр Сатиры зрители обычно приходят отдохнуть, развлечься, а Вы с них шкуру снимать будете? В спектакле «счастливцев-несчастливцев» появляется Сталин - Александр Ширвиндт вместе с Ворошиловым – Михаилом Державиным. Два предприимчивых актера пытаются обмануть фаната-коммуниста, которого играете Вы, но в результате оказываются обманутыми сами. Зрители во время этой сцены буквально лежат от хохота. Допустим, они на следующий день приходят на спектакль по Солженицыну и что же они увидят?

-Нужно сделать страшный спектакль. Я нашел форму как это сделать. Начало должно быть шокирующим. Выходит военный прямо на зрителей и на ходу с живого зайца срывает шкуру. И все это под песню «весь мир насилья мы разрушим». Можно поставить сцену, когда человека заставляли петь песню «Сталин наша слава боевая», а если он отказывался, то жгли спину раскаленным железом. Надо сделать и раскаленное железо, и шипение, и чтобы был запах горелого мяса. А Сталин в это время говорит речь: «Жить стало лучше, жить стало веселей». Мы так жили, а сейчас некоторые говорят, что при коммунистах мы жили хорошо. Многие забыли, что в колхозах хлеба не было, что с нас просто сдирали шкуру буде зацепить зрителя.

-Но в планах театра Сатиры все-таки пока такого спектакля нет. Вы будете ставить детский спектакль в жанре комедии дель арте?

- Это будет такая сказка-игра под названием «принц-тунеядец». Суть такая – многие взрослые считают. Что ели они заработали для своего ребенка обеспеченное существование, то ребенок должен идти по жизни только срывая цветы удовольствия. В спектакле появится Труффальдино, который будет перевоспитывать такого принца-тунеядца. Принц должен будет совершить три подвига как у Гоцци. Я хочу сделать сцену-арену с двумя-тремя рядами зрителей, которые будут сидеть прямо на сцене. Может быть, это будут подставные актеры, которых можно будет водой обливать. Песком посыпать как в цирке.

- Если быть последовательным, то зрители должны быть не подставные.

-Посмотрим. Есть еще разные идеи. Я вообще начинал с комедии масок. Я окончил театральную студию. Студию при Калининском драматическом театре и играл в выпускном спектакле в пьесе Гольдони. Потом работал в Калининском театре и переиграл у Гольдони, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Мольера всех слуг – Арлекинов, Скапенов и т.д.

- И Ваша первая роль в театре Сатиры - это Скапен в «Проделках Скапена» Мольера. А как Вы попали в театр Сатиры?

- В первый раз меня приглашали в театр Сатиры из Калинина. Но я повел себя неправильно. Я тогда уже очень много играл в Калинине, и когда поехал в Москву надо мной мои коллеги подшутили. Они стали мне настойчиво советовать: " Спартак, когда придешь в театр, то проси сразу квартиру, зарплату, денег». А я им поверил. Я все это попросил, и меня тут же отправили обратно.

Потом работал в Омском театре, В Омском театре я играл такие роли, которые вряд ли бы здесь мне дали. Я сыграл Сергея в «Иркутской истории», Тузенбаха в «трех сестрах». В первой рецензии. Которую я храню, было напечатано, что любовную линию я веду очень хорошо, а философскую не очень. А из Омска меня опять позвали в театр Сатиры, но на этот раз уже по конкурсу, мне давали любого актера, которого я попрошу, чтобы я с ними приготовил любой отрывок.

Но я схитрил, попросил режиссера омского театра, чтобы он отпустил со мной несколько актеров. Которые играли со мной спектакли как раз там шла «Свадьба с приданым». Я играл Курочкина, приготовил еще сцену Тузенбаха и Ирины из «трех сестер». Сцену из «Иркутской истории, Я привез всех актеров, сам оплатил им проезд туда-сюда. Гостиницу, суточные, приехали в Москву, а показ, который был назначен на 1 августа. Перенесли на 6. И вот 6 дней мне пришлось здесь мотаться, людей кормить.

Но я еще показался Гончарову, Попову, в Ленком, в театр на Спартаковской. Все меня брали, кроме Равенских. Там случился казус. Я начал с ним беседовать. А он пиджак отряхивает. Вот так – как будто чертей с плечей, с груди. Со спины сгоняет. А я думал, что он со мной играет, и стал повторять. И он меня выгнал, я подумал и пошел в Сатиру. 6 августа 1961 года меня зачислили в труппу театра Сатиры. Так что сейчас я праздную свой юбилей.

-А Вы не жалеете, что столько лет отдали одному театру?

-Я жалею только. Что не ушел к Марку Захарову. Когда он перешел в Ленком, он меня звал, но я тогда не решился. Вот об этом я жалею. А больше ни о чем. Я очень люблю театр, но многого мне не дали сделать. Я вообще здоров, когда у меня каждый день спектакль. Пусть в антрепризе, в другом театре, в этом.

Люблю читать, пишу рассказы. Их печатают, но бесплатно. Один из последних рассказов у меня был про то, как два человека смотрят «Белое солнце пустыни". Один в кино, другой по телевизору, и вот тот, кто смотрел по телевизору, рассказывает: «Сухов пишет письмо: «дорогая Екатерина Матвеевна…Прокладки такие-то и такие-то» то есть со всеми рекламными подробностями.

Другой рассказ о том, что надо один раз помыть пол, посуду, приготовить обед, чтобы жена тебя больше никогда не пускала на кухню, еще один рассказ – «Все на контроле». Идет интервью в Думе. «Вы знаете, что учителя не получаю зарплату?» – «Все на контроле». «А у шахтеров забастовка!» – «Все на контроле» И т.д. А в конце – «Вы знаете, что у нас понизилась рождаемость?» – «Спасибо за сигнал. Мужчины! Возьмите женщин под контроль!»

- Собираюсь написать книгу. Но к письменному столу пока не тянет. Очень хочу поставить в театре Сатиры «Архипелаг Гулаг».