В последние годы как-то так сложилось, что опусы отечественных балетмейстеров в Большом театре не вызывали энтузиазма. А, к примеру, закупленные в Америке давние балеты Джорджа Баланчина - вовсе наоборот. Устав от нападок, главный театр страны в нынешнем сезоне не предлагает премьер, но делает ставку на трижды проверенные временем спектакли. Их просто-напросто "берут в аренду", отбирая по всему миру по принципу разумного консерватизма.

Балет «Тщетная предосторожность», премьера которого должна состояться в Большом на этой неделе, - один из таких проектов. В мире существует несколько версий спектакля, одна из которых, отечественного производства, идет на сцене московского Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Но ГАБТ уверен, что заткнет за пояс коллег с Большой Дмитровки: ведь на Театральной площади готовят премьеру суперпопулярной английской версии самого старинного (из сохранившихся до наших дней) балета в мире.

«Балет о соломе» - таково было первоначальное его название - поставлен в Бордо за две недели до Французской революции и падения Бастилии. Хореограф Жан Доберваль запечатлел последние мгновения веселящейся эпохи, о которой спустя много лет говорили: «Кто не жил до 1789 года, тот не знает, что такое настоящая жизнь».

Одновременно Доберваль совершил собственную революцию: впервые в истории балета на сцену вышли не античные боги с мифологическими героями, а современники, притом не голубых кровей, а простые крестьяне, разумеется, облагороженные согласно законам тогдашней театральной эстетики. Более всего эти жители «деревни в окрестностях Парижа» (обозначенное место действия) напоминали фарфоровые пасторальные статуэтки, которые разыгрывали водевиль с морализаторской ноткой. Недаром полное название спектакля - «Балет о соломе, или От худа до добра всего один шаг».

...Расчетливая старуха хочет выдать разбитную красотку-дочку за придурковатого богатого наследника и гонит прочь пригожего, но бедного возлюбленного дочки. Настойчивый ухажер тайком пробирается в старухин дом и по случайному стечению обстоятельств оказывается взаперти с полураздетой дочкой, в каковом состоянии их и обнаруживают родители и незадачливый жених. Разумеется, дочка выходит замуж не за жениха, а за того, кто ее скомпрометировал. Название этой незатейливой истории за двести с лишним лет менялось несколько раз. Она была и «Худо сбереженной дочерью», и "Обманутой старухой", пока не стала «Тщетной предосторожностью».

Менялись хореографы и даже композиторы, писавшие музыку на старинное либретто: первоначальная партитура - смесь популярных мелодий и песенок XVIII века - не сохранилась. В конце концов за дело взялся знаменитый английский хореограф Фредерик Эштон. В 1960 году для Королевского балета Великобритании он поставил балет «Тщетная предосторожность» на музыку французского композитора Луи Герольда. Именно этот спектакль и облюбовал Большой театр.

Мнение Акимова

«В принципе я сторонник новых эксклюзивных спектаклей, сделанных специально для нашего театра, - говорит художественный руководитель балета ГАБТа Борис Акимов. - Но в отдельных случаях это правило следует нарушать из-за особых достоинств постановок, которые стали уже мировой классикой. Спектакль Фредерика Эштона уже много лет вызывает неослабевающий интерес публики, идет в крупнейших театрах мира. Но нашим зрителям балет незнаком. Кроме того, «Тщетная» - искрометная комедия, а в мировом балете вообще и на нашей сцене в частности очень мало комедийных балетов. Это спектакль легкий, для услаждения души и семейного похода в театр.

Спектакль мы получим, что называется, из первых рук: у нас работает англичанин Александр Грант, один из любимых танцовщиков Эштона и обладатель авторских прав. Когда я работал в Лондоне, мне рассказывали, что хореограф консультировался у великой русской балерины Тамары Карсавиной, после революции жившей в Англии. А это значит, что заграничный спектакль частично опирается на русское классическое наследие, на ту версию «Тщетной», что шла в Мариинском театре в начале XX века.

По своей балетной «технологии» «Тщетная предосторожность» близка нам: тут и па-де-де, и массовые сцены, есть что потанцевать, и, самое главное, есть что поиграть. Возьмите хотя бы брутальную мамашу, вдову Симон - по традиции ее роль исполняет мужчина. Или деревенский дурачок, жених Ален. Какие актерские возможности открываются для наших артистов!»

Английская «Тщетная предосторожность» и в самом деле приятна, как пушистая кошка или бокал хорошего "божоле". Несокрушимая наивность версии Эштона родом из добротного английского юмора: смешно без пошлости, уютно без мещанства. Балетные пейзане изящно разводят кур, оттопырив пальчики, косят траву, любовно пасут коров. А между делом доказывают, что и крестьянки любить умеют.

Премьера балета на музыку Луи Герольда "Тщетная предосторожность" в хореографии Фредерика Эштона пройдет в Большом театре 29, 30 и 31 января. Сценография и костюмы - Осборн Ланкастер. Балет переносит на сцену Большого театра Александр Маршал Грант (Великобритания). В главных партиях – Светлана Лунькина и Сергей Филин.