Самый скандальный хореограф мира — британец Мэтью Боурн — приезжает в Москву со своим балетом «Дориан Грей».

Что ни говори, а Чеховский фестиваль собран профессионально: к развязке припасли спектакль-козырь от знаменитого британца Мэтью Боурна. Слава Боурна давно превратилась в культурный феномен. Ради его недавнего «Дориана Грея», год назад с шумом прошедшего по Европе, зрители жертвовали и временем, и деньгами, и удобством. К счастью, теперь сам спектакль приехал к нам.
Появление в Москве балета самого популярного в мире британского хореографа спустя год после премьеры – это просто рекорд. Особенно если вспомнить, что его скандальное «Лебединое озеро» с лебедями-мужчинами и гомосексуальными сценами дожидалось приезда в Россию двенадцать лет.
Зрители, однако, ждали активно. Если бы кто-нибудь удосужился составить рейтинг пиратских видеокассет «про балет», «Лебединое озеро» Боурна ушло бы вперед с большим отрывом. В 90-е годы наши балетные специалисты всячески не советовали продюсерам привозить спектакли Боурна на гастроли. А их, тем временем, вовсю «крутили» по нелегальным дециметровым каналам.
Сегодня уже можно сказать, что москвичи с Боурном знакомы не понаслышке. Чеховский фестиваль вместе с Британским советом привозил и «Озеро», и изысканно брутальную «Пьесу без слов». Теперь вот радует «истинно британским» сюжетом по Оскару Уайльду. Однако ждать классической трактовки «Дориана Грея» от Мэтью Боурна — занятие пустое. Великий хореограф и здесь остался верен себе. «Дориан Грей» - абсолютно безжалостный и злой спектакль про супер-актуальную сегодня геронтофобию, то есть боязнь старости.

Критика искусства
Боурну сорок девять, и он уже вряд ли изменит избранному подходу — делать максимально эпатажные спектакли. В отличие от обыкновенных хореографов, он провел детство не в закрытом дурдоме балетной школы, а как нормальный парень. Разве что бегал иногда в театр да фанател у актерского подъезда. Фанатей он у футбольной раздевалки, все бы и обошлось. Но нет. В 22 года здоровенный уже балбес поступил вдруг учиться балету в лондонский Лабан Центр (Laban Centre). Заведение это дико уважаемое, и, несмотря на наличие собственного гуру — хореографа-мыслителя Рудольфа Лабана, развивает в учениках критичное отношение ко всем проявлениям искусства. Хорошая, надо сказать, закалка мозга. В результате выпускник Боурн создал свою компанию Adventures in Motion Pictures, прогремевшую на весь мир. И – ах! – как бы ни был Боурн далек от пиетета к формальностям, теперь он — кавалер ордена Британской империи, обладатель премии Тони, пяти премий Оливье и трех десятков международных наград. Его провокационный театр признали театральные боссы. Главная же черта его творчества такова: балеты Боурна нравятся даже тем, кто в принципе терпеть не может балет.

Дориан Грей

Ботокс убивает
В «Дориане Грее» Боурн взял на себя роль эдакого проводника в преисподнюю духа. Превратил изысканно-трагический сюжет британского умника-денди Оскара Уайльда в двухчасовое «путешествие в ад». Само собой, действие романа перенесено в наши дни. По Уайльду юный Дориан Грей влюбляется в собственный портрет и продает душу дьяволу, чтобы остаться молодым: стареет за него портрет. В спектакле от Англии XIX века, где «действует» уайльдовский Дориан, не осталось и следа.
Нынешний Дориан тоже мерзавец, однако, он проще в манерах и страшней в поступках. Эдакий типичный public person современности, звезда и идол, возомнивший, что ад – это про других, а сам он чист и прекрасен, чем бы ни занимался. Выписана история очень жестко и всерьез, а все красоты зла, как обычно у Боурна, вызывают оторопь. Навязчивое желание быть молодым теперь получило научный термин «геронтофобия» и красивое название «дориан-грейство». Человечество бежит от старости в массовом порядке, на феномен работает целая индустрия, а все вместе, страшно сказать, складывается в культуру, хотя бы и массовую. Пробежки, ботокс, спа-процедуры, юная улыбка на лице – непременные атрибуты успешности. Чтобы стать бессмертным, надо стать популярным. Любыми путями проникнуть на обложки глянцевых журналов, показаться каким-то образом по телевизору, размножить свое изображение. Новый Дориан Грей — человек из низов, официант, которому повезло встретить модного фотографа и стать фотомоделью. Остроумная придумка Боурна — это, собственно, знакомство официанта Дориана с фотографом Бэзилом. Они танцуют, и каждый этап их танца — очередной «бессмертный» портрет мускулистого красавца Грея. Портреты тут же транслируются на видеоэкраны. Красавцы множатся. А на дискотеке, тем временем, куда Дориан приходит потанцевать, вместо серебряного шара крутится гигантский череп. Финал известен.
К оригинальной «дискотечной» музыке Терри Дэвиса в исполнении живого оркестра (он тоже приехал в Москву) «хореограф-без-правил» добавил благонравную балетную музыку Прокофьева и Чайковского. А в программке, внятно оставив за собой авторство идеи и постановки, честно отметил «хореография — Мэтью Боурн и труппа». Труппа покажет за шесть дней восемь спектаклей, так что шансы попасть на один из них есть у любого желающего.

28 июля - 2 августа. Спектакль «Дориан Грей». Театр им. Моссовета.