Чеховский фестиваль представляет спектакль «Семь смертных грехов» в постановке иконы современного театра — Пины Бауш. Первый спектакль после смерти великого хореографа.

К имени Бауш всегда хотелось приклеить хлесткое клише. Что-то вроде «великая и ужасная». Бойкие комментаторы использовали это банальное определение направо и налево, не вдаваясь в подстрочник. Что во фрау Бауш великого, понять легко: знаменитая танцовщица и хореограф создала свой способ видеть мир — через танцтеатр. А что ужасного? Да то же самое.
Неделю назад предстоящие гастроли в Москве оказались под вопросом: неожиданно, без жалоб и недомоганий Пина Бауш в неполные 69 лет ушла из жизни. Для труппы это шок: мать-основательница пестовала ее с 1973 года и лично приглашала в проекты непохожих друг на друга актеров. Однако театр решил, что лучшей памятью о Пине Бауш станут ее спектакли.

Будущая знаменитость родилась в земле Северный Рейн-Вестфалия летом 1940-го. Время славы для нее началось лет сорок назад, но почивать на старых лаврах Пина Бауш так и не научилась. Она принадлежала к мировой элите почтенных знаменитостей, которые ни на секунду не позволяют себе бронзоветь и доказывают право быть великими единственно верным способом – постоянной работой.
До того как проснуться знаменитой, Пина много училась – сначала в Германии, затем в Америке. В 60-е она вернулась в Германию, чтобы не столько танцевать (чем она, помимо учебы, успешно занималась за океаном), сколько ставить. Она умела схватить нерв эпохи и превратить актуальную проблему во вневременную. Очень быстро этот ее талант оценил весь мир.

Спектакли Бауш называют «разрушительным зрелищем» («Грубый разрез»)

В 1973 году Пина Бауш получает в руки Танцтеатр Вупперталя — скромную труппу, которую сегодня благодаря ей называют национальным достоянием и главным экспортным культурным продуктом Германии. Здесь хореограф развернулась на полную мощь: собственные спектакли выстраивала без оглядки на нормы, публику и моду. Первые постановки Танцтеатра по нынешним меркам не верх совершенства, однако сила высказывания в них так велика, что отдельные эпизоды и сегодня смотрятся шокирующе актуально. Бауш создавала спектакли как будто по всем законам театра, однако все в них - «не так»: на сцене растут живые гвоздики, по полу рассыпан торф, танцовщики путают сны с явью, сомнамбулические па мешаются с акробатическими трюками.

«Нефес» посвящен Стамбулу

Каким образом Бауш удавалось все время держать труппу в надлежащем «мускулисто-нервном» состоянии – эмоциональном и техническом — одна из ее главных загадок. Иной раз кажется, что артисты работали у нее отнюдь не из-за престижа и зарплаты (хотя с этим, понятно, у «национального достояния» все нормально), а по каким-то другим причинам. Скорее всего, психологического порядка: Бауш была для них духовным лидером, которому они доверяли безоглядно.
Доверие она заслужила. Пина была одновременно стальной и бесконечно стильной персоной. Никаких дамских штучек, туалетов и косметики. Но и «синий чулок» - это не про нее. Удивительным образом она умудрялась быть красивой своим делом. Репетиции вела ровным голосом. Двигалась невесомо, как-то графично и даже хрупко. Однако нетрудно было догадаться, что «фрау грация» таит в себе бездну энергии — 40 лет подряд держать на себе махину крепкого авторского театра и не потерять вкус к творчеству!

В постановке «Грубый разрез» передан национальный корейский колорит

На Фестиваль имени Чехова Танцтеатр Вупперталя приедет в привычном режиме своего гастрольного сезона. Почти весь июнь артисты показывали в родном городе премьеры. После Москвы они вернутся туда же, затем должны быть Сан-Паулу, Каир, Гавр, Париж, Мадрид, Берлин. На гастроли к нам театр едет громадным составом: почти четыре десятка артистов, плюс столько же людей, работающих на спектакль за сценой. «Семь смертных грехов» пройдут на сцене столичного Театра имени Моссовета в «живом звуке», в сопровождении Московского симфонического оркестра. Программа вдохновлена классикой немецкого экспрессионизма — текстами Бертольда Брехта, музыкой Курта Вайля, зонгами из «Трехгрошовой оперы», «Берлинского реквиема» и других сочинений. Бауш поставила его в 1976-м, и спектакль этот назвали «самым разрушительным зрелищем, которое когда-либо можно было увидеть на немецкой сцене». Между тем спектакль уже 30 лет в репертуаре Вуппертальского танцтеатра, а официальный комментарий к нему скромен, как вывеска в Доме культуры: «Вечер танца в постановке Пины Бауш». Предполагается же благородно отформатированное танцевальное буйство на тему одного из главных, по мнению хореографа, греха — торговли женским телом. Дозируя лирику и эпатаж, Бауш показывает неправильное устройство мира, в котором не может быть гармонии, пока женщина остается зависимым смутным объектом желаний. Однако Пина Бауш изменила бы своим привычкам, если бы говорила об этом чересчур пафосно. И уж тем более она не предполагала, что «Семь смертных грехов» станет самым трудным спектаклем для ее труппы. Первым спектаклем, обращенным в вечность.