Вот-вот в Коломенском разобьет шатер французский конный театр «Зингаро». Любимцы Чеховского фестиваля покажут москвичам свою последнюю постановку «Баттута» — виртуозное цирковое представление в цыганском стиле.

Основатель знаменитой французской труппы «Зингаро» Бартабас любит окружать свою персону ореолом таинственности. Доподлинно известно лишь то, что его настоящее имя Марти Клеман, что он вырос в благополучной семье, но предпочел карьере архитектора бродячую жизнь циркового артиста. Однажды Бартабас появился в Авиньоне верхом на коне и с дрессированной крысой на плече, и сразу покорил видавшую виды фестивальную публику. С тех пор его необычный театр «Зингаро» пять месяцев в году работает в пригороде Парижа (причем все члены интернациональной труппы живут одной большой семьей в фургончиках), а остальное время колесит по миру.

И везде — неизменный успех. Может, секрет Бартабаса в том, что его спектакли по-настоящему космополитичны, ведь язык танца и циркового искусства не требует перевода? Или в том, что «Зингаро» показывает даже не совсем цирк, а скорее музыкально-поэтические композиции, где элементы балета, акробатики, дрессуры и выездки вплетены в ткань единого театрального действа и подчинены некой общей идее? Ведь такая смесь способна заворожить любого.

Труппа Бартабаса впервые появилась в Москве в 2001 году на Театральной Олимпиаде. В шоу «Триптих» под музыку Игоря Стравинского и Пьера Булеза артисты «Зингаро» исследовали природу отношений человека и лошади. Энергия и мощь прекрасных животных, которые грациозно танцевали друг с другом без видимого участия человека, как нельзя лучше соответствовали языческому, стихийному натиску «Весны священной» и не оставляли людям шансов на первенство. Лошадь нельзя подчинить себе, с ней можно только слиться, сродниться – и пример такого вот фантастического слияния демонстрировали подобные кентаврам артисты Бартабаса.

В спектакле «Кони ветра», премьера которого случилась непосредственно на Чеховском фестивале в 2003 году, люди и кони стали участниками буддистской мистерии «Чам». Там было еще меньше вольтижировки, джигитовки и акробатики, но звучало «буйволиное пение» настоящих тибетских монахов и мелькали страшные ритуальные маски.

«Зингаро»: Возвращение лошадиного короля

Но если философско-мистические «Кони ветра» многим показались слишком уж сложными для восприятия, то новая постановка Бартабаса наверняка придется по душе самому широкому кругу зрителей. В спектакле «Баттута» лошадиный король возвращается к тому, с чего начинал — к ироническому театру-кабаре, замешанному на восточно-европейских мотивах. В центре его новой постановки — цыганская свадьба. А значит, в ней будут и кибитка с заплатанным пологом, и яркие костюмы, и шумные гости, и похищенная невеста, и даже медведь (будучи штатной «единицей» «Зингаро», он отлично владеет приемами верховой езды, между прочим). В спектакле также заняты духовой оркестр из Молдавии и струнный из Пенсильвании: они, как день и ночь, жизнь и смерть, постоянно «спорят» между собой. И на арене на бешеной скорости проносится весь человеческий век – от рождения и до кончины.

Battuta по-итальянски значит «шутка», но в случае с названием нового спектакля «Зингаро» гораздо важнее корень «battu» — бить, отбивать ритм. Сумасшедший галоп коней и цирковое бесстрашие артистов, азарт и риск, опасная игра на грани фола — все это в сочетании с пестрым балканским колоритом придает действию захватывающую остроту и превращается в настоящий гимн жизни, в котором, впрочем, всегда есть место и для меланхолии.