«Золотая Маска-2009» - главный театральный фестиваль страны — позади. Однако спектакли-победители продолжают идти на столичных сценах. «ВД» составил список лауреатов сразу трех «Масок», которые можно увидеть в Москве и Питере в ближайшее время. Все они входят в горячую театральную двадцатку.

«ЗОЛОТАЯ МАСКА-2009»

«Бесприданница», драма, реж. Петр Фоменко
Полина Агуреева получила «Маску» за роль Ларисы. Награда вдвойне заслуженная, если вспомнить, что в прошлом году премия обошла «Июль» Виктора Рыжакова по тексту Ивана Вырыпаева, в котором Полина бесподобно сыграла роль маньяка и людоеда. В классической «Бесприданнице» она тоже — чудо как хороша. Спешите видеть.
10, 31 мая, 2, 14 июня. Мастерская Петра Фоменко, Новая сцена

«Битва жизни»«Битва жизни», драма, реж. Сергей Женовач
Лучшим спектаклем малой формы стала «Битва жизни» Женовача, ученика Петра Фоменко. Вообще, лауреатами «Маски» «женовачи», то есть Студия театрального искусства, уже успели побывать два года назад, отхватив сразу две главных премии за спектакль «Захудалый род». Злые языки утверждают, что «Битва жизни» получила премию по инерции. Это не так. Слаженность и, как говорят музыканты, чистота звука в спектакле такая, что любой оркестр позавидует. Если вы любите прозу Диккенса, неспешное развитие действия, и театр, где все, вплоть до мельчайших деталей реквизита сделано со вкусом, вам сюда.
14 мая, 7 июня. Студия театрального искусства

«Берег утопии». Фото М. Савичевой«Берег утопии», драма, реж. Алексей Бородин
Девятичасовая сага Бородина по трилогии Тома Стоппарда получила спецпремию жюри. Если кто не в курсе, главные герои Стоппарда — Герцен, Огарев, Белинский, Тургенев, анархист Бакунин и прочие — по ходу действия философствуют о судьбах мира, но при этом ничего не понимают в судьбах собственных. Тщательный и, как ни странно, абсолютно нескучный просветительский спектакль. Рекомендуется тем, кто хочет увидеть русскую интеллигенцию без глянца.
Июнь 2009. РАМТ

LIQUIDация. Фото В. ПотаповаLIQUIDация, перформанс, реж. Алексей Жеребцов, Ксения Петренко
LIQUIDация — спектакль плотно осевшей в столице московско-челябинской группы Liquid Theatre — стала лучшей в номинации «эксперимент». В пустом фабричном цеху танцуют ностальгические танцы, играют с огнем (в шоу принимают участие перформеры «Огненные люди») и консервируют сухие листья — заслуга представления уже хотя бы в том, что оно заставило театральных мэтров посетить цеха ПRОЕКТА_FАБRИКА — основной кузницы сегодняшнего неформального театра.
http://liquid-theatre.livejournal.com

«Сильфида». Фото Е. Фетисовой/Большой театр«Сильфида», балет, хор. Йохан Кобборг
Спектакль для романтических натур. Сделан с несвойственной Большому балету европейской дотошностью, поскольку с труппой работал знаменитый датчанин Йохан Кобборг. На премьерных показах он и сам не удержался – исполнил роль ведьмы Мадж. Однако жюри поощрило не его, а двух солистов: Наталью Осипову, в чьем исполнении фея Сильфида похожа на изящную спортсменку, и Вячеслава Лопатина - порывистого крестьянина Джеймса.
16, 17, 31 мая, 6, 7, 10 июня. Большой театр

А также в Петебурге:
«Женитьба», реж. Валерий Фокин (Александринский театр, www.alexandrinsky.ru)
«Чайка», реж. Кристиан Люпа (Александринский театр, www.alexandrinsky.ru)
«Дядюшкин сон», реж. Темур Чхеидзе (2 мая, БДТ им. Товстоногова, www.bdt.spb.ru
Опера «Золушка», реж. Александр Петров (театр «Зазеркалье», www.zazerkal.spb.ru

«ЗОЛОТАЯ МАСКА-2008»

«Рассказ о счастливой Москве». Фото М. Гутермана«Рассказ о счастливой Москве», драма, реж. Миндаугас Карбаускис
Сразу две «Маски» - за режиссуру и лучшую женскую роль, которую сыграла Ирина Пегова. Проза Андрея Платонова, психологический театр, метафоричность литовской режиссуры — в общем, все, что принято обозначать словами «интеллектуальный театр». В скобках заметим, что литовец Карбаускис был и остается самым ярким российским режиссером молодого поколения.
29 апреля, 12, 24 мая, 12, 26 июня. «Табакерка»

«Король Лир». Фото Кена Рейнольдса«Король Лир», трагифарс, реж. Юрий Бутусов
Как и все постановки Бутусова, «Лир» больше похож не на трагедию, а на фарс. Год назад Константин Райкин получил свою третью «Маску» как раз за роль Лира. Его король — стареющий хулиган, который все время норовит снять перед дочерьми штаны, и явно хочет переплюнуть собственного шута. Финал спектакля — сумасшедший Лир, пытающийся усадить вокруг себя мертвых дочерей, - заставит вздрогнуть самых толстокожих зрителей.
7, 23 мая. «Сатирикон»

«Самое важное», драма, реж. Евгений Каменькович
Уже сегодня можно поспорить, что в афише «Маски-2010» окажется «Улисс», недавно поставленный Каменьковичем по знаменитому роману Джойса. На «Самом важном» по «букеровскому» роману Михаила Шишкина он, что называется, набил руку. И сделал это столь удачно, что жюри, не в силах выбрать кого-то из исполнительниц, вручило Мадлен Джабраиловой, сестрам Кутеповым и Галине Кашковской спецприз – за потрясающий актерский ансамбль.
5, 6 мая. Мастерская Петра Фоменко

«Демон. Вид сверху». Фото М. Гутермана«Демон. Вид сверху», перформанс, реж. Дмитрий Крымов
Спектакль — лауреат в номинации «эксперимент». Собственно, экспериментом можно назвать каждое шоу Крымова. К примеру, для церемонии закрытия нынешней «Маски» он, вместе с Андреем Могучим, поставил остроумнейшую пародию и на традиционную оперу, и на сам конкурс «Маски» с его амбициями и страстями. Войдет ли этот спектакль-шутка в репертуар какого-нибудь театра, неизвестно. Зато «Демона» - бесподобно красивое действо — можно увидеть в восьмиугольном зале-колодце «Глобус» театра «Школа драматического искусства». Который, к слову, критики называют чуть ли не самым благородным и эффектным театральным пространством в мире.
5, 7 мая. Школа драматического искусства

«Евгений Онегин». Фото Д. Юсупова /Большой театр«Евгений Онегин», опера, реж. Дмитрий Черняков
Сразу три «Маски»: лучшая режиссура, костюмы и свет. Со времени появления «Онегина» прошло почти три сезона, а ничего лучшего опера Большого до сих пор так и не произвела. Стильный и тонкий спектакль, совсем не похожий на обычную пафосную продукцию Большого. Дмитрий Черняков как будто стер пыль с хорошо знакомых персонажей, все их поступки понятны и объяснимы с точки зрения современной логики. Получилась оперная неоклассика — без жеманства и налипших штампов.
20 – 22 октября. Большой театр

«В комнате наверху». Фото Д. Юсупова/Большой театр«В комнате наверху»,  современный танец, пост. Кит Робертс
Спектакль-прорыв Большого балета, шоковая терапия для лебединого царства. Хореография американки-радикалки Твайлы Тарп, получившей прозвище «Терпсихора в кроссовках». Артистам предложено наслаждаться абстракцией силового спортивного танца. Собственно «Маска» досталась наиболее вдохновенной прыгунье — Наталье Осиповой. Впервые на сцене Большого музыка минималиста Филипа Гласса.
Осень 2009. Большой театр

«Кармен. Этюды». Фото И. Захаркина«Кармен. Этюды», современный танец, реж. Алла Сигалова
После просмотра спектакля кажется, что Алла Сигалова может научить танцевать даже телеграфные столбы. Прикладная дисциплина театральных вузов - «сценическое движение» - благодаря этой стальной женщине превратилась в отдельную жанровую нишу. В результате артисты отнюдь не стали танцовщиками, зато научились выражать невероятную экспрессию, не пользуясь словами. У танцевального па здесь столько же прав, сколько у жеста или взгляда.
5, 24 мая. МХТ им. А.П. Чехова, Новая сцена

А также в Петербурге:
«Жизнь и судьба», реж. Лев Додин (3 мая, Малый Драматический театр, www.mdt-dodin.ru)
Балет «Пробуждение Флоры», хор. Сергей Вихарев (11 июня, Мариинский театр, www.mariinsky.ru)
Опера «Электра», реж. Джонатан Кент (16 июня, Мариинский театр, www.mariinsky.ru)

«ЗОЛОТАЯ МАСКА-2007»

«Господа Головлевы»«Господа Головлевы», драма, реж. Кирилл Серебренников
Самый темный, суровый и трагичный спектакль Кирилла Серебренникова. Салтыково-щедринская коммунальная притча про то, как один упырь с вкрадчивой улыбкой сживает со свету других, чуть менее кровожадных, представлена режиссером как аллегория жизни в России вообще — садомазохистской, унизительной и сладострастной. Иудушка в исполнении Евгения Миронова великолепен: играя, по сути, Антихриста, он параллельно умудряется пародировать свои предыдущие роли — например, князя Мышкина из теле-«Идиота». «Маска» за лучшую мужскую роль.
30 мая. МХТ им. А.П. Чехова

«Игра в карты». Фото Д. Юсупова /Большой театр«Игра в карты», балет, хор. Алексей Ратманский
Единственный современный интеллектуальный балет в афише Большого. На премьере танцевали сумбур вместо музыки, но со временем выяснилось, что Алексей Ратманский выложил из музыкальных пассажей Стравинского изумительный по красоте пасьянс. В нем есть «карты» из классических и неоклассических балетов, сдобренные хорошей дозой юмора. Благодаря такому тексту удивительно преображается труппа, препарирующая «шутки для своих» в танцевальную вязь.
Осень 2009. Большой театр

«Так поступают все женщины»«Так поступают все женщины», опера, реж. Александр Титель
Сложная опера Моцарта про любовь и верность — по плечу далеко не каждому театру. МАМТ не просто справился. Опера стала первым свидетельством его прорыва в закрытый клуб лучших театров страны. Главные партии доверили молодым певцам, место действия перенесли в полевой госпиталь, и Моцарт в камышовых зарослях прозвучал как-то неожиданно задорно. Ни один театр в Москве так и не рискнул повторить поступок.
22 июня. Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко

А также в Петербурге:
Балет «Ундина», хор. Пьер Лакотт (Мариинский театр, www.mariinsky.ru)
Опера «Поворот винта», реж. Дэвид Маквикар (Мариинский театр, www.mariinsky.ru)
Трагедия «Король Лир», реж. Лев Додин (Малый драматический театр, www.mdt-dodin.ru)