Программу «Маска плюс» завершат гастроли театра «Ильхом», одного из лучших коллективов всего постсоветского пространства.

В переводе с узбекского «Ильхом» значит вдохновение. Впрочем, все спектакли «Ильхома» играются на русском. Почти три десятилетия подряд театр, созданный и руководимый Марком Вайлем, был центром ташкентского свободомыслия. Там собиралась местная интеллигенция, туда водили случайно залетевших в Ташкент иностранцев – дескать, и у нас в Узбекистане многое можно. И в советское, и в постсоветское время «Ильхом» много раз пытались закрыть. Во всяком случае, денег на содержание маленькой сцены в подвале одной из ташкентских новостроек ни Марк Вайль, ни его театр не получали. Однако театр жил и во все времена умел говорить со зрителем на современном ему языке, успешно гастролировал не только в России, но бывал в Европе и Америке. Очень любивший свой город, Марк Вайль в последние годы остро переживал, что уникальная мультикультурная среда Ташкента сходит на нет. И об этом ставил свои спектакли.

В сентябре 2007 Марк Вайль был тяжело ранен на пороге собственного дома. В больнице он успел сказать кому-то из врачей: «Я все равно открою сезон». Сезон тогда действительно открыли. Театр «Ильхом» жив и сегодня и привозит в Москву два спектакля мастера. «Радение с гранатом» - поэтичную притчу на тему живописи Александра Николаева (настоящее имя художника Усто Мумина), вызвавшую целую бурю негодования в исламских кругах. Дело в том, что спектакль рассказывал о традиции танцоров-бачей – о полуобнаженных юношах, танцевавших в дореволюционных узбекских чайханах в то время, когда узбекским женщинам не разрешалось даже выходить в свет.

Другой спектакль, эсхиловская «Орестея» – фантастическое реалити-шоу (Марк Вайль стал одним из первых, кто использовал на сцене «живые видеокамеры»), в котором все убийства и покаяния героев происходят в современном медиапространстве.