В ближайший месяц в столице будут говорить только о театре. Начался юбилейный, пятнадцатый по счету фестиваль-премия «Золотая маска». Чтобы помочь читателю сориентироваться в программе, «ВД» составил рейтинг лучших спектаклей, исключив из него московские постановки — их можно увидеть и вне фестиваля.

 

Last Touch First
Last touch first. Фото Robert BenschopВ этом году «Маска» сделала царский подарок всем поклонникам балета. В рамках программы «Легендарные спектакли и имена XX века» она привезла в Москву постановки двух корифеев современной хореографии – Уильяма Форсайта и Иржи Килиана, а также новую работу балетной супер-звезды Сильви Гиллем. Классик голландской хореографии Иржи Килиан дважды гастролировал в Москве в конце 90-х. Те, кто видел его магнетические абстрактные балеты, наверняка помнят их до сих пор. Спектакль Last Touch First, созданный для Голландского фестиваля танца, погружает зрителя в чеховскую атмосферу и завораживает нарочито замедленным ритмом движений. Это позволяет оценить великолепную пластическую выразительность хореографии Килиана.
27 и 28 марта, 19.00. «Мастерская Петра Фоменко», Новая сцена

«Латышская любовь»
Программа спектаклей из стран Балтии от кризиса пострадала больше всех. Из Латвии, например, в Москву приедет всего один спектакль, но зато какой — «Латышская любовь» Алвиса Херманиса, режиссера, давно любимого в России, а после постановки «Рассказов Шукшина» в Театре наций ставшего нам совсем родным. Его «Латышская любовь» – серия сценок из жизни современных рижан – сделана в той же технике актерской импровизации, что и уже знакомые нам «Латышские истории». Только здесь предметом исследования стали знакомства по газетным объявлениям – часто приводящие к самым неожиданным последствиям.
27 и 28 марта, 19.00, Центр им. Вс. Мейерхольда

Impressing the czar. Фото Johan Persson

Impressing The Czar
Имя американского балетмейстера-авангардиста Уильяма Форсайта русским зрителям хорошо известно: его постановки идут и в Большом, и в Мариинском театрах. Однако Impressing The Czar нам видеть еще не приходилось. В этом невероятно красивом четырехчастном спектакле хореограф прослеживает историю развития искусства танца, соединяет ослепительную яркость императорского балета с электронной музыкой и подводит итоги великого балетного века.
29 марта, 14.00 и 20.00. Новая сцена Большого театра

 

«Дядюшкин сон»
На «Дядюшкин сон» Достоевского в постановке худрука БДТ Темура Чхеидзе безусловно идти стоит ради великолепной игры двух зубров отечественной сцены – Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили. Забавный «водевильчик» о том, как предприимчивая матрона пытается выдать дочь за полоумного старика-князя, поставлена в БДТ со всей петербургской основательностью и сыграна так, как уже почти нигде не умеют. Смотреть на филигранную работу Фрейндлих в роли прагматичной и жадной до денег мещанки Марии Москалевой нужно водить студентов театральных вузов.
31 марта, 19.00, Театр им. Моссовета, Основная сцена

 

«Дама с собачкой»
БДТ им. Товстоногова представлен и в номинации «лучший спектакль малой формы». «Дама с собачкой» в постановке Анатолия Праудина напрочь лишена чеховской курортно-любовной романтики. В жестко смонтированном сюжете у героев нет времени на раздумья: они бросаются друг другу в объятия без старомодных душевных терзаний. Молодые актеры разыгрывают сюжет с такой пугающей откровенностью, будто рассказывают историю из своей личной жизни.
1 и 2 апреля, 19.00, Центр им. Мейерхольда

«Диана Вишнева: красота в движении»
Прошлогодняя премьера «Дианы Вишневой» вызвала в Москве безумный ажиотаж, и не случайно. Прима Мариинского театра исполняет здесь три абсолютно новых, созданных специально для нее балетных миниатюры: в «Лунном Пьеро» Алексея Ратманского она выступает нежной клоунессой, в «Поворотах любви» Дуайта Родена поражает брутальностью, а руководитель известной труппы Momix Мозес Педлтон заставляет балерину извиваться на зеркальном полу, превратившись в многорукое чудовище. Этот частный проект, напоминающий о дерзких начинаниях дягилевской антрепризы, имеет все шансы обойти государственные театры. По крайней мере, в балеринской номинации.
5 и 6 апреля, 19.00. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко

«Бесплодные усилия любви»
Осенью, во время больших гастролей питерского Малого драматического театра в Москве «Бесплодные усилия любви» в постановке Льва Додина с треском провалились – публика пачками покидала зал. Однако эксперты, видевшие спектакль на родной сцене, настаивали на эпитетах «восхитительный», «легкий», «воздушный» и включили-таки его в конкурсную программу «Маски». Интрига нынешнего показа состоит в следующем — удастся ли молодому поколению додинцев во главе с Елизаветой Боярской реабилитироваться в глазах московских зрителей и доказать, что их усилия были не напрасны. Или нет.
8 и 9 апреля, 19.00, «Мастерская Петра Фоменко», Новая сцена

«Король Лир»
В этом году внеконкурсная программа фестиваля привлекает ничуть не меньше, чем основная. Из не попавших в номинации постановок стоит посмотреть «Короля Лира» екатеринбургского «Коляда-театра» – шумный, балаганный и одновременно мудрый спектакль, где в главной роли впервые за многие годы на сцену выходит сам Николай Коляда. Популярный драматург, истовый режиссер и создатель собственного театра-дома шекспировскими словами рассказывает о наболевшем – о том, какое безумие в наши дни заниматься театром.
9 и 10 апреля, 19.00, Филиал Театра им. Пушкина

«Екатерина Великая»
В номинации «мюзикл/оперетта» выделяется «Екатерина Великая» - масштабная постановка Театра музкомедии из Екатеринбурга. Этот театральный байопик о судьбе русской царицы немецкого происхождения, как и положено, разворачивается на фоне эпохальных исторических событий. Опытный композитор Сергей Дрезнин объединил в своей партитуре все возможные музыкальные стили — от барочной полифонии до рэпа. В мощном эпическом шоу, поставленном Ниной Чусовой, участвует почти сотня действующих лиц, не считая массовки, а роскошные костюмы от Павла Каплевича сочетаются с современными видеоэффектами.
13, 14, 16 и 17 апреля, 19.00, Театр «Новая Опера»

«Орестея»
Орестея. Фото Виталия Евдокимова.В программе спектаклей из стран СНГ особое место занимает эпическая «Орестея» Марка Вайля, трагически погибшего накануне премьеры. Основанный режиссером ташкентский театр «Ильхом» был одним из первых в СССР профессиональных негосударственных театров. А его последняя постановка – попытка осознать трагический опыт прошедших десятилетий через трилогию Эсхила. Древнегречский сюжет о крушении семьи царя Агамемнона Вайль осовременивает с помощью рок-н-ролла и тотального мультимедиа. Живые видеокамеры создают атмосферу реалити-шоу, где убивают и умирают в прямом эфире.
26 и 27 апреля, 19.00, Центр им. Вс. Мейерхольда