В ближайший месяц в столице будут говорить только о театре. Начался юбилейный, пятнадцатый по счету фестиваль-премия «Золотая маска». Чтобы помочь читателю сориентироваться в программе, «ВД» составил рейтинг лучших спектаклей, исключив из него московские постановки — их можно увидеть и вне фестиваля.
Last Touch First
В этом году «Маска» сделала царский подарок всем поклонникам балета. В рамках программы «Легендарные спектакли и имена XX века» она привезла в Москву постановки двух корифеев современной хореографии – Уильяма Форсайта и Иржи Килиана, а также новую работу балетной супер-звезды Сильви Гиллем. Классик голландской хореографии Иржи Килиан дважды гастролировал в Москве в конце 90-х. Те, кто видел его магнетические абстрактные балеты, наверняка помнят их до сих пор. Спектакль Last Touch First, созданный для Голландского фестиваля танца, погружает зрителя в чеховскую атмосферу и завораживает нарочито замедленным ритмом движений. Это позволяет оценить великолепную пластическую выразительность хореографии Килиана.
27 и 28 марта, 19.00. «Мастерская Петра Фоменко», Новая сцена
«Латышская любовь»
Программа спектаклей из стран Балтии от кризиса пострадала больше всех. Из Латвии, например, в Москву приедет всего один спектакль, но зато какой — «Латышская любовь» Алвиса Херманиса, режиссера, давно любимого в России, а после постановки «Рассказов Шукшина» в Театре наций ставшего нам совсем родным. Его «Латышская любовь» – серия сценок из жизни современных рижан – сделана в той же технике актерской импровизации, что и уже знакомые нам «Латышские истории». Только здесь предметом исследования стали знакомства по газетным объявлениям – часто приводящие к самым неожиданным последствиям.
27 и 28 марта, 19.00, Центр им. Вс. Мейерхольда
Impressing The Czar
Имя американского балетмейстера-авангардиста Уильяма Форсайта русским зрителям хорошо известно: его постановки идут и в Большом, и в Мариинском театрах. Однако Impressing The Czar нам видеть еще не приходилось. В этом невероятно красивом четырехчастном спектакле хореограф прослеживает историю развития искусства танца, соединяет ослепительную яркость императорского балета с электронной музыкой и подводит итоги великого балетного века.
29 марта, 14.00 и 20.00. Новая сцена Большого театра
«Дядюшкин сон»
На «Дядюшкин сон» Достоевского в постановке худрука БДТ Темура Чхеидзе безусловно идти стоит ради великолепной игры двух зубров отечественной сцены – Алисы Фрейндлих и Олега Басилашвили. Забавный «водевильчик» о том, как предприимчивая матрона пытается выдать дочь за полоумного старика-князя, поставлена в БДТ со всей петербургской основательностью и сыграна так, как уже почти нигде не умеют. Смотреть на филигранную работу Фрейндлих в роли прагматичной и жадной до денег мещанки Марии Москалевой нужно водить студентов театральных вузов.
31 марта, 19.00, Театр им. Моссовета, Основная сцена
«Дама с собачкой»
БДТ им. Товстоногова представлен и в номинации «лучший спектакль малой формы». «Дама с собачкой» в постановке Анатолия Праудина напрочь лишена чеховской курортно-любовной романтики. В жестко смонтированном сюжете у героев нет времени на раздумья: они бросаются друг другу в объятия без старомодных душевных терзаний. Молодые актеры разыгрывают сюжет с такой пугающей откровенностью, будто рассказывают историю из своей личной жизни.
1 и 2 апреля, 19.00, Центр им. Мейерхольда
«Диана Вишнева: красота в движении»
Прошлогодняя премьера «Дианы Вишневой» вызвала в Москве безумный ажиотаж, и не случайно. Прима Мариинского театра исполняет здесь три абсолютно новых, созданных специально для нее балетных миниатюры: в «Лунном Пьеро» Алексея Ратманского она выступает нежной клоунессой, в «Поворотах любви» Дуайта Родена поражает брутальностью, а руководитель известной труппы Momix Мозес Педлтон заставляет балерину извиваться на зеркальном полу, превратившись в многорукое чудовище. Этот частный проект, напоминающий о дерзких начинаниях дягилевской антрепризы, имеет все шансы обойти государственные театры. По крайней мере, в балеринской номинации.
5 и 6 апреля, 19.00. Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
«Бесплодные усилия любви»
Осенью, во время больших гастролей питерского Малого драматического театра в Москве «Бесплодные усилия любви» в постановке Льва Додина с треском провалились – публика пачками покидала зал. Однако эксперты, видевшие спектакль на родной сцене, настаивали на эпитетах «восхитительный», «легкий», «воздушный» и включили-таки его в конкурсную программу «Маски». Интрига нынешнего показа состоит в следующем — удастся ли молодому поколению додинцев во главе с Елизаветой Боярской реабилитироваться в глазах московских зрителей и доказать, что их усилия были не напрасны. Или нет.
8 и 9 апреля, 19.00, «Мастерская Петра Фоменко», Новая сцена
«Король Лир»
В этом году внеконкурсная программа фестиваля привлекает ничуть не меньше, чем основная. Из не попавших в номинации постановок стоит посмотреть «Короля Лира» екатеринбургского «Коляда-театра» – шумный, балаганный и одновременно мудрый спектакль, где в главной роли впервые за многие годы на сцену выходит сам Николай Коляда. Популярный драматург, истовый режиссер и создатель собственного театра-дома шекспировскими словами рассказывает о наболевшем – о том, какое безумие в наши дни заниматься театром.
9 и 10 апреля, 19.00, Филиал Театра им. Пушкина
«Екатерина Великая»
В номинации «мюзикл/оперетта» выделяется «Екатерина Великая» - масштабная постановка Театра музкомедии из Екатеринбурга. Этот театральный байопик о судьбе русской царицы немецкого происхождения, как и положено, разворачивается на фоне эпохальных исторических событий. Опытный композитор Сергей Дрезнин объединил в своей партитуре все возможные музыкальные стили — от барочной полифонии до рэпа. В мощном эпическом шоу, поставленном Ниной Чусовой, участвует почти сотня действующих лиц, не считая массовки, а роскошные костюмы от Павла Каплевича сочетаются с современными видеоэффектами.
13, 14, 16 и 17 апреля, 19.00, Театр «Новая Опера»
«Орестея»
В программе спектаклей из стран СНГ особое место занимает эпическая «Орестея» Марка Вайля, трагически погибшего накануне премьеры. Основанный режиссером ташкентский театр «Ильхом» был одним из первых в СССР профессиональных негосударственных театров. А его последняя постановка – попытка осознать трагический опыт прошедших десятилетий через трилогию Эсхила. Древнегречский сюжет о крушении семьи царя Агамемнона Вайль осовременивает с помощью рок-н-ролла и тотального мультимедиа. Живые видеокамеры создают атмосферу реалити-шоу, где убивают и умирают в прямом эфире.
26 и 27 апреля, 19.00, Центр им. Вс. Мейерхольда