В Музыкальном театре имени Станиславского опять премьера - опера «Демон» Антона Рубинштейна. Когда-то ее запретила царская цензура, испугавшись поединка Демона и Ангела на театральной сцене.

Кто, кроме историков музыки, помнит сегодня эти названия – «Маккавеи», «Фераморс», «Фомка-дурачок», «Купец Калашников». Один из самых плодовитых русских композиторов XIX века Антон Рубинштейн написал тринадцать «просто опер» и четыре «духовные оперы». Их ставили в Вене, Гамбурге, Дрездене, Милане, Петербурге, и всякий раз повторялась одна и та же история: знатоки находили музыку любопытной, а публика в театр не шла. Лишь однажды случилось чудо. В 1874 году Мариинский театр поставил «Демона» Рубинштейна – и публика повалила! На этот раз критики ворчали, между тем опера попала в Москву, перебралась в провинции и стала еще популярнее, когда заглавную партию спел Федор Шаляпин. Именно на репетиции «Демона» случился знаменитый казус, когда вошедший в роль буйный бас попросил дирижера уступить ему место и довел оркестр до экстаза. С тех пор каждый бас-баритон мечтает выйти на авансцену, пристально взглянуть зрителям первых рядов в глаза и демонически спеть: «На воздушном океане, без руля и без ветрил…».

К началу XX века перестали говорить о бедной оркестровке и слишком простых гармониях оперы, «Демон» был признан классикой. Сумасшедшую энергию ей передал Рубинштейн, искренне увлеченный судьбой своих героев. Он сам правил серый текст, что-то дописывал, и дело кончилось полным скандалом с либреттистом. Рубинштейн в бешенстве схватил партитуру, готовый разорвать ее в клочки, но, к счастью, не сдюжил физически – попробуйте разорвать пачку бумаги!
Но Демон не был бы Демоном, если бы не проявил свой адский характер. Неожиданный запрет на одобренный дирекцией Императорских театров опус наложила цензура.

Да, послужившая первоисточником поэма Лермонтова при жизни поэта была запрещена, публиковались только отрывки, ко к 70-м годам XIX столетия она была полностью издана, и Рубинштейн, следуя сюжету, не ждал подвоха. Царский цензор оказался не хуже нынешних блюстителей культуры: его смутило, что на театральной сцене будет впервые показан поединок Демона и Ангела. Раз прецедента не было, не нужно и создавать. Здравый смысл победил лишь через несколько лет.
В советское время к «Демону» тоже относились с опаской: прежде цензуру смущали конкретные обстоятельства, теперь – небесное покровительство вообще. Тем не менее «Демон» пробился к публике, сейчас он есть в репертуаре Мариинского театра и московской «Новой оперы». Очередное прибавление в семействе «Демонов» ожидается 11 июня. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко оперу ставит петербургский режиссер Геннадий Тростянецкий. Ученик Георгия Товстоногова, хорошо известный зрителю драматический режиссер дебютирует в оперном театре, и потому привлек к работе собственную питерскую команду. Рука об руку с ним выступает хореограф Сергей Грицай, строящий сложную пластическую партитуру каждой сцены. Оформляют спектакль Семен Пастух и Галина Соловьева – авторы блестящих «Семена Котко» в Мариинском театре и «Болта» в Большом. Художником по свету приглашен москвич Дамир Исмагилов. И, наконец, «варягам» помогают два штатных сотрудника театра, дирижер Вольф Горелик и главный хормейстер Станислав Лыков, отличные специалисты по работе с певцами. Ведь опера – это все-таки в первую очередь вокал, и уже во вторую – реализация режиссерских концепций.