Женитьба и другие радости
Одних только фестивалей на этой декаде несколько; а есть еще оперная премьера и другие достойные внимания события.
Центр оперного пения Галины Вишневской давно мечтает превратить свой учебный театр в театр полноценный. Для этой цели сейчас приглашен режиссер Владимир Мирзоев, отличающийся неподдельным интересом к смежным жанрам и просто храбростью. И то, и другое ему очень пригодится: решено ставить фантасмагорию по мотивам произведений Гоголя «Женитьба и другие ужасы». Обдумав записки Гоголя, театральные головы заметили его страсть к музыке и собрали в кучу написанные на его сюжеты произведения музыкального театра. Получился внушительный свод. Так что Мирзоев теперь использует для постановки музыку опер «Сорочинская ярмарка» и «Женитьба» Мусоргского, «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь» Римского-Корсакова, «Черевички» Чайковского и, в довершение, «Нос» Шостаковича. Мало не покажется!
Каким образом небесталанный человек сошьет все это вместе, можно только догадываться. Будет нескучно наверняка, любопытно – пожалуй, оригинально – может быть. Музыкальные критики и особо продвинутые опероманы на премьере смогут поупражняться в узнавании классики – тоже, знаете ли, занятие небесполезное. Имя дирижера-постановщика Ярослава Ткаленко вряд ли широко известно, однако команда художников Мирзоеву досталась солидная. Трудиться над «франкенштейном» Гоголя будут соратник Льва Додина - замечательный сценограф Алексей Порай-Кошиц и художник по костюмам Алла Коженкова. В отличие от Мирзоева, с Центром Вишневской они уже работали, а Коженкова даже «одевала» не самого простого «Фауста» Гуно, так что хотя бы здесь все более-менее прогнозируемо. Ну и, понятно, на сцене будут лучшие выпускники Центра и будущие звезды, получившие роли в первый раз.

Другое важное событие декады немного печально. Год назад ушел из жизни столетний маэстро Игорь Моисеев, непревзойденный мастер народно-сценического танца. В лихие годы у Моисеева плясали партизаны и кавалеристы, но и вне идеологий он умел привести в сценический вид и простенький молдавский хоровод, и самую захудалую топталку ненецких мальчиков. После себя Моисеев оставил уникальный ансамбль, еще при нем успевший одряхлеть и растерять часть солистов (принятых всем танцующим миром). Ныне ГААНТ имени Моисеева находится на плаву ценой громадных усилий. Концерт памяти отца-основателя должен привлечь внимание к бывшему любимцу одной шестой части суши, срывавшему овации в самых престижных залах мира. На сцене будет лучшее из поставленного Моисеевым в исполнении его ансамбля и школы-студии. Бонус – один из многих документальных фильмов о хореографе и выставка фотографий в фойе зала Чайковского, когда-то отданного ансамблю Моисеева под репетиционную базу.

Концертом авторских произведений Евгения Светланова заканчивается фестиваль «Светлановские недели». Нешуточным торжественным собранием композиторов и музыковедов начинается тридцатая по счету «Московская осень». Очень любопытная афиша у ХV Международного фестиваля искусств «Арт-ноябрь». Он вообще ведет себя очень интеллигентно: не кричит о себе на каждом углу, а проколов не допускает. Монопрограмму Шопена играет вдохновенная Злата Чочиева, своего «Голема» о четырех частях показывает лаборатория Бориса Юхананова, без лишней помпы поет камерную программу Дмитрий Хворостовский. Похоже, «Арт-ноябрь» в золотой поре – уже серьезен, но еще не превратился в памятник самому себе.