Легенды и наследники
Главное событие декады – фестиваль Большого театра в честь Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.

О том, что Максимова и Васильев – символ эпохи, ее знак и судьба, можно бы и не напоминать. Но полвека творческой деятельности предполагают дифирамбы этой самой красивой и самой адекватной паре отечественного балета прошлого века. Тем более, что и родной дом суперзвезд, Большой театр, расщедрился на внятный четырехдневный фестиваль. Четыре объявленных спектакля представляют классику большого стиля, капитальный гала-концерт, и излюбленную зрителями чеховскую «Анюту», напоследок запечатлевшую эту пару на сцене.
Собственно, «напоследок» – это точно про Максимову и Васильева. Они вошли в историю как очень яркие персоны и последние суперзвезды золотой эпохи Большого балета, начатой Мариной Семеновой, продолженной Галиной Улановой и Майей Плисецкой. Катя и Володя (как панибратски и с легкой руки француза Клода Лелуша, снявшего о них одноименный фильм, называют этих артистов поклонники) ярким росчерком подвели итог эпохе. Артисты в ней были всенародными любимцами; власть если и не дружила, то заискивала; поклонники натурально рыдали на спектаклях, объединялись в кланы и были готовы обметать снег с их машин за одно лишь ласковое слово. А дальше – не то чтобы тишина, но как-то и звезды стали мельче, и масштабы иные, и балет с острия государственной культурной программы съехал куда-то вбок. В общем, таких звезд теперь не бывает.
В период безвластия в Большом молодые пенсионеры Екатерина Максимова и Владимир Васильев недолго руководили балетной труппой. Точнее, руководил Васильев, а Екатерина Сергеевна, как обычно, трудилась в классе с ученицами. Васильев запечатлелся странноватым задуманным как гротеск балетом «Балда» и редакциями классики; Максимова – выводом в свет балерины Светланы Лунькиной, наследницы ее нежной женственности, ныне заслуженной артистки и ведущей солистки.
Васильев сейчас время от времени работает за рубежом, Максимова преподает; вместе они заседают в многочисленных жюри многочисленных премий, превратившись в некий парный культурный фетиш. Фестиваль в Большом, по сути, предлагает стряхнуть этот глянец и вспомнить легендарную пару как профессионалов. Потому в афише только самое-самое.
Это в первую очередь классика, в которой пара не только блистала, но и смогла выговорить свое слово: «Дон Кихот», «Щелкунчик», «Жизель». В «Дон Кихоте» место озорно порхавшей Максимовой в партии Китри теперь занимает надежная Галина Степаненко (в Базилях – зеленый вундеркинд Иван Васильев). В «Щелкунчике» – Анастасия Горячева и Артем Овчаренко от дружественных педагогов. В «Жизели» (в редакции Васильева, более известной как «Жизель от Живанши») планируется сенсация: солирует последняя питомица Максимовой Анна Никулина вместе с опытным Николаем Цискаридзе в роли Графа Альберта. А в «Анюте» Валерия Гаврилина с его хитовым вальсом покажется ее же ученица – Марианна Рыжкина вместе с постановщиком спектакля Владимиром Васильевым в очень идущей ему роли папеньки Петра Леонтьевича. Вести оркестр будут только неравнодушные к юбилярам дирижеры, включая Фуата Мансурова. А гала-концерт, как полагается, станет кульминацией – и выражения любви к героям, и ностальгии по былым легендам.

24 – 27 октября. Большой театр.