Техника гипноза
Программа фестиваля «Территория» делится на две части: «искусство сейчас» и «искусство завтра». ВД советует, какие спектакли из этих программ стоит увидеть в первую очередь.

Уточним сразу, что в чистом виде драматического театра на «Территории» не будет. Все то, что можно будет увидеть на фестивале, рождается и существует на стыке жанров. Вот, скажем, по какому ведомству проходит «Антракт» знаменитого Жозефа Наджа, основанный на китайской «Книге перемен» – ведь помимо современной хореографии в нем есть элементы цирка, пантомима и инсталляция. Или другое событие «Территории» - «Бедная Лиза». Хореограф Алла Сигалова решила превратить оперу Леонида Десятникова в балет для двух солистов, причем партию Лизы предложила драматической актрисе Чулпан Хаматовой. 6 октября на фестивале устроят открытую репетицию этого спектакля, а премьера выйдет в Театре наций в ноябре.
Еще один проект «Территории» – «Opus №7» Дмитрия Крымова – тоже не вмещается в привычные драматические рамки. Режиссер-художник, Крымов, как обычно, изъясняется не словами, а образами. Тех, кто готов воспринимать такой язык, ждет мощнейшее трагическое зрелище из двух частей: в «Родословной» судьба жертв Холокоста во время Второй мировой становится поводом поразмышлять о собственных корнях, вспомнить тех, от кого после катастроф ХХ века не осталось ничего, кроме фотографий. В «Шостаковиче» исковерканная советской системой жизнь гениального композитора становится символом взаимоотношений художника и тоталитарной власти.
Все перечисленное выше проходит на «Территории» в разделе «Искусство сейчас». Если же вы интересуетесь будущим, то стоит ознакомиться с программой мастер-классов в разделе «Искусство завтра». Японец Дзе Канамори считает, что тело актера должно быть не менее выразительно, чем его душевные импульсы. Более того, он уверяет, что зачастую именно «память тела» вызывает в актере те или иные эмоции. Руководить этой телесной памятью, он и обучит посетителей семинара по сценическому движению.
Если у вас проблемы с голосом, стоит отправиться на мастер-класс англичанки Кати Бенджамин «Техника Александера». Техника возникла благодаря несчастному случаю – однажды знаменитый актер Фредерик Маттиас Александер полностью потерял голос... и разработал уникальный тренинг, позволяющий избавиться от голосового зажима даже тем, кто боится открыть рот не только на сцене, но и в обычной жизни.
Болгарский кинорежиссер Явор Гырдев прочтет лекцию о том, как по-разному передается время на сцене и на экране. И как в связи с этим можно управлять зрительским восприятием. А завершится серия мастер-классов встречей с Аллой Демидовой, во время которой легенда отечественного театра раскроет некоторые тайны «владения залом». Еще в 70-е, наблюдая за своим партнером Владимиром Высоцким, Демидова заметила почти осязаемое излучение – энергию, которая шла от артиста и позволяла ему покорить любой зал. Как утверждает Демидова, этой психофизической энергией обладают все гипнотизеры. А ведь любой настоящий спектакль – не что иное, как глубокий гипноз.