Кирилл Серебренников: «Молодые и злые устраивают в театре революцию - возникает новый вид искусства».
Самый новаторский театральный фестиваль «Территория» проводится в Москве уже в третий раз. В программе — сливки мирового сценического авангарда.

Программа фестиваля, как и прежде, делится на две части – «Искусство сейчас» и «Искусство завтра». В первой – необычные премьеры, сделанные на стыке всех жанров: оперы, драмы, перформанса. Во второй – серия мастер-классов, поучаствовать в которых смогут 200 студентов, отобранных из российских театральных школ. Корреспонденту «ВД» удалось побеседовать с одним из организаторов фестиваля, режиссером Кириллом Серебренниковым, мечтающем о том дне, когда российский театр станет столь же актуальным, как европейский.

Что готовит «Территория» на этот раз?
В этом году нам, то есть оргкомитету (в его состав помимо Серебренникова входят Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Теодор Курентзис и др. – «ВД») стало полегче: уже не надо объяснять, что это за фестиваль. В первые годы мы сами искали студентов, желающих поучиться на наших мастер-классах, они приезжали, а потом их педагоги возмущались: «Вы развращаете детей!» А мы-то показывали им хедлайнеров европейского театра! Но в этом году ситуация изменилась - приезжают только те, кому действительно интересно современное искусство. Причем желающих так много, что приходится устраивать кастинг. Фестиваль откроется новым спектаклем Жозефа Наджа «Антракт», потом - корейский хореографический «Войцек». Заметьте: европеец Надж сделал спектакль по китайской «Книге перемен», а корейцы - по классической европейской драме. Дальше – сплошь премьеры, в которых «Территория» выступает продюсером или сопродюсером. Дмитрий Крымов покажет свой «Opus №7 в двух частях», Алла Сигалова, Чулпан Хаматова и Андрей Меркурьев делают спектакль по «Бедной Лизе» Карамзина на музыку Леонида Десятникова. Андреас Мустукис и Алексей Сюмак написали оперы, которые будут играться на «Винзаводе».
Я знаю, что «Богинь из машины» Мустукиса и «Станцию» Сюмака ставите вы.
Это потрясающие композиторы! Их произведения будут исполняться в подвале «Винзавода», причем зрители должны будут перемещаться. Словом, это будет такой спектакль-путешествие, даже мне самому пока непривычный… Кроме того, приезжает лондонская группа Addictive TV, которая покажет свой перформанс на открытии. Два дня мы проводим на «FАБRИКЕ» – хотим посмотреть, как современное искусство осваивает непривычные пространства. Там покажет свой новый перформанс Liquid Theatre, выступит «ЦЕХ», Анатолий Осмоловский прочтет актерам лекцию «Чем перформанс отличается от театрального текста». Ну, и не забывайте про мастер-классы: английский, индийский, японский, болгарский. Отдельно хочу выделить мастер-класс Аллы Демидовой и Жозефа Наджа.
Вы часто сетуете нежелание нашего театра быть актуальным, касаться проблем общества. Минувшим летом вы набрали курс студентов в Школе-студии МХАТ. Куда они пойдут, если в театре все так плохо?
Вот пускай молодые и злые устраивают в театре революцию: ниспровергают авторитеты, делают что-то неприятное, резкое. Главное – другое, чем прежде! Может, это вообще не будет похоже на театр – возникнет новый вид искусства. Я ведь специально набирал людей с мозгами, отличными от обычных абитуриентов. 20 артистов, 5 режиссеров, все из разных городов. Табаков посмотрел и говорит: «Кирилл, а как этот курс сыграет «Без вины виноватые» (это традиционный подход – на курсе должна расходиться пьеса Островского – «ВД»)? Я говорю: «Олег Палыч, а зачем им ее ставить?! Скажу вам крамольную вещь: я могу простить моим студентам незнание пьес Чехова и Островского – при современных технологиях они могут прочесть их в любое время. Но незнания современного искусства и современной жизни я им не прощу!»
Вы преподаете студентам, готовите фестиваль «Территория», одновременно репетируете в МХТ «Трехгрошевую оперу», для которой сами придумываете все костюмы. Охота вам возиться?!
Режиссер и художник – профессии смежные. И вообще, костюм – важнейший элемент спектакля. Вот я недавно был в Японии, так там в Киото есть Институт костюма – уникальная коллекция японского и европейского костюма XVI-XX веков. У нас же в России - только разрозненные музейные экспонаты. Дарю идею – может кто-то создаст наконец российский институт костюма?! Также я давно одержим идеей создать музей СССР. Может выйти суперпроект – и коммерческий, и художественный! СССР ведь давно нет, это Атлантида, которая постепенно уходит на дно – материальных подтверждений ее существования скоро не останется…
По большому счету, наш театр – одна из частей этой Атлантиды. Многие идут в него именно за этим – ностальгировать о прошлом.
Звучит ужасно! Но, наверное, театр не может избежать этой участи. В конце концов, и Шекспир рассказывал истории из прошлых времен. Другое дело, что они всегда проецировались на современную зрительскую ситуацию. Цель «Территории» - как раз в том, чтобы доказать: театр живет не только в прошлом, но и в настоящем.

30 сентября – 10 октября. Фестиваль «Территория».